Не секрет, что на разных рынках (японский, европейский, американский…) под одним и тем же названием у «Shimano» могут предлагаться совершенно разные катушки, и все они встречаются в России. А ведь в магазинах нередко одновременно продаются еще и модели нового и старого поколения. В общем, ориентироваться во всем этом среднестатистическому рыболову довольно непросто. Характерный пример — название «Twin Power», за которым скрывается много разных моделей.
Безынерционная катушка «Twin Power FC» — новинка сезона 2009 года на европейском рынке — фактически является модификацией модели «Biomaster» поколения 2008 года. Отличия невелики: у ТР темно-серый цвет, на два шарикоподшипника больше, использованы закрытые шарикоподшипники «S A-RB», другой шток, другая конструкция шпули и подшпульного узла, у шпули нет насадного бортика с жестким покрытием, зато запасная шпуля входит в комплект поставки. Выигрыш в «шариках» до некоторой степени нивелируется отсутствием нитридного покрытия на бортике, так что эти катушки примерно равноценны, а более высокая цена TP оправдывается скорее наличием запасной шпули. Обе модели стоят на ступень ниже «настоящего Твина» — «Twin Power ’08» с японского рынка, отличающегося от них очень сильно.
Серия «Twin Power FC» состоит из семи катушек четырех размеров:
1) «1000»;
2) «2500», «3000S»;
3) «4000», «C5000»;
4) «6000», «C10000».
Для «европейской нумерации» характерно, что катушка «3000S» — одного размера с «2500», а не с «4000»; на японском рынке такой вариант шел бы с индексом C. Кроме того, занятным маркетинговым ходом является введение модификации «С10000», по размеру соответствующей 6000-й катушке.
Конструкцию «Twin Power FC» мы рассмотрим на примере размера «2500».
Корпус
Корпус (1) здесь пластмассовый, а крышка с лапкой (2) отлита из алюминиевого сплава и защищена оксидным покрытием. Слева внизу на крышке находится отверстие для экстренной смазки механизма, закрытое завинчивающейся пластмассовой пробкой без уплотнителя. Отверстие открывает доступ к главной передаче и через него можно, например, посмотреть, какой цвет у колеса, не вскрывая катушку (в данном случае цвет — белый).
Корпус с крышкой у TP-FC практически идентичны таковым у «Biomaster ’08», только цвет наружного покрытия более темный, графитовый с перламутровым отливом.
Пара тоже использована от «Биомастера». Колесо (3) диаметром 27,8 мм отлито из цинко-алюминиевого сплава, имеет 30 довольно крупных зубьев с классической симановской геометрией. На колесе нанесена маркировка 08B25, что расшифровывается как «Biomaster» поколения 2008 года, размер «2500».
Вал колеса с внутренней резьбой двух видов под винт ручки выполнен из нержавеющей стали, опирается с обеих сторон на закрытые шарикоподшипники «S A-RB» (слева — 7х13х4, справа — 7х11х3).
Бронзовая шестерня (4) с наружным диаметром 9 мм шестизаходная, спереди опирается на головной шарикоподшипник «S A-RB» (7х14х5), а сзади — непосредственно на опору, образованную выступом пластмассового корпуса; втулка здесь не предусмотрена.
Свойства передачи обеспечивают довольно мягкий и плавный ход катушки, неплохую тягу, приличный ресурс. Передаточное число — 5 (странное решение, нередко встречающееся у катушек «Shimano» как раз 2500-го размера).
Через пластмассовую паразитную шестерню (5) приводится в движение кулачковый вал, он же «бесконечный винт» (6), который сзади опирается на шарикоподшипник 3х6х2,5 (у «Биомастера» там стоит пластмассовая втулка). Далее через каретку с бегунком (7), опирающуюся на две направляющие в виде металлических стержней (8), движение передается на шток шпули.
В целом, механизм подачи шпули обеспечивает равномерную, без горбов и провалов, намотку штатной плетеной лески. Профиль намотки можно регулировать, добавляя или убирая со штока шайбы; набор дополнительных шайб прилагается к катушке.
Шток (9) выполнен из нержавеющей стали, имеет диаметр 4,5 мм и длину 90 мм. На нем нарезана типичная симановская мелкомодульная резьба. Для облегчения хода катушки уменьшена поверхность соприкосновения штока с валом шестерни («Floating Shaft»).
Стопор обратного хода выполнен на основе симановской обгонной муфты (10) в форме диска, в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель стопора (11) маленький, находится снизу катушки возле ротора, не выступает и не мешает, но зато и не особенно удобен.
Механизм защиты от самосброса выполнен с использованием кольца из жесткой пластмассы (12), работает надежно, но не переносит попадания внутрь песка, грязи.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя, находящегося в роторе, на пластмассовый клин (13), вставленный в пазы на корпусе и крышке катушки.
Ротор
Ротор (14) крепится к валу шестерни главной пары гайкой на 10 с левой резьбой (на «левизну» указывают не только риски на гайке и отсутствие стопорного винта, но и надпись «unscrew» со стрелочкой направо).
Ротор отлит из пластмассы и весит нетто 26 г (точнее — 25,5 г), а в сборе около 50 г. Эти значения можно оценить как средние для современной катушки такого размера.
Характерная черта роторов «SR-3D» заключается в том, что один из рычагов дужки у них убран внутрь. Достоинства этого решения не являются очевидными.
Механизм сброса дужки смонтирован с одной стороны ротора, в нем используется пружина сжатия (15) и толкатель из стальной проволоки (16). Металлический подпружиненный фиксатор (17) издает характерный щелчок при открытии дужки.
Дужка (18) лесоукладывателя прочная, надежная, выполнена в виде цельного элемента из нержавеющей стали («One-Piece Bail»), имеет диаметр всего 1,5 мм, а к ролику плавно утолщается. Эта выдающаяся конструкция, известная также как «дужка SR», является на сегодняшний день едва ли не лучшей в мире.
Особый выступ на рычаге дужки («S-Arm Cam») перед роликом лесоукладывателя должен препятствовать образованию петель лески. Сам ролик (19) имеет канавку для лески, покрыт нитридом титана и вращается на шарикоподшипнике «S A-RB» (4х7х2,5).
Шпуля
Шпуля (20) выполнена из алюминиевого сплава, имеет разноцветное покрытие, весьма тяжелая, вместе с тормозным пакетом весит 58 г. В средней части юбки выполнен ряд продолговатых отверстий, понизу пущены декоративные пояски. На юбке имеется пластмассовый зажим для лески.
Внутри юбки произведена выборка металла, но при этом оставлены избыточные, на наш взгляд, утолщения, не нужные на катушке такого размера. В результате «стакан» вышел довольно толстым и тяжелым.
Кроме того, перетяжелен верх шпули возле переднего бортика, выполненного согласно концепции A-RC. Основное преимущество конического бортика на практике заключается в том, что он направляет в проем шпули те витки лески, которые без него проскочили бы мимо. По сравнению с «Биомастером», где использован насадной бортик с нитридным покрытием, конструкция этой части шпули упрощена, бортик является частью отливки и покрытие на нем оксидное.
При всем внешнем сходстве со шпулей «Биомастера» шпуля «TP-FC» настолько от нее отличается, что поменять местами шпули у этих двух катушек не получится. У «Твина» на штоке в подшпульном узле находится продолговатая пластмассовая втулка, входящая в шпулю и стабилизирующая ее («Rigid Support»). Гайки тоже разные.
Внешний диаметр переднего бортика составляет 46,5 мм, реальный же рабочий диаметр шпули намного меньше.
Средняя ширина проема шпули составляет около 16 мм, ход шпули — около 14 мм. Это стандартные значения.
В тормозном пакете — три металлических диска и три мягкие прокладки с пропиткой, диаметром 21 мм, это стандартный вариант. Гайка тормоза (21) снабжена грязезащитной манжетой, смотрится эффектно, но не особенно удобна, пальцы с нее легко соскальзывают.
В комплект поставки входит запасная шпуля, точно такая же, как основная.
Ручка
Ручка (22) выточена из алюминия, ввинчивается в вал колеса главной пары, причем на винте ручки, выполненном из нержавеющей стали, нарезаны две резьбы разного диаметра, модульности и направления, так что при перестановки ручки с одной стороны катушки на другую менять этот винт не нужно.
При рабочей длине плеча 50 мм ручка довольно легкая, весит всего 30 г. Во многом это объясняется отсутствием тяжелого четырехгранника, применяемого у более дешевых катушек.
«Фишка» (23) имеет довольно удобную форму и мягкую, на ощупь слегка клейкую поверхность. Вращается она на двух шарикоподшипниках «S A-RB» (4x7x2,5).
***
В коробке кроме катушки находится запасная шпуля, солидный чехол, запасные шайбы для регулировки профиля намотки, жидкая смазка, инструкция и схема.
Впечатления
В целом катушка производит хорошее впечатление, хотя и кажется несколько тяжеловатой для своего калибра и класса. Ее массу можно было бы заметно уменьшить за счет шпули!
В работе она мало чем отличается от «Биомастера», наличие двух дополнительных шарикоподшипников (в рукоятке и на «бесконечном винте») практически не ощущается. «Twin Power FC2500» можно рекомендовать для среднего спиннинга с мононитью или плетеной леской, если предполагаются средние нагрузки.
Наличие запасной шпули очень кстати, но не совсем удобно то, что обе шпули довольно глубокие. Впрочем, для тонких плетеных лесок можно изготовить вкладыши. Глупо, что этого не сделал сам производитель.
При аккуратном использовании катушка долговечна, не страдает самосбросом дужки, не склонна сбрасывать петли. Ввинчивающаяся ручка снимает вопрос о люфте, свойственном многим моделям с четырехгранником.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Twin Power FC2500»
Номинальная масса: 270 г
Фактическая масса: 273 г
Передаточное число: 5,0
Шарикоподшипники: 7 (закрытые, S A-RB)
Диаметр переднего бортика шпули: 46,5 мм
Емкость шпули: 160 м 0,25 мм
Масса шпули: 58 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Япония
Ориентировочная цена: 13 000 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва, ул. Кастанаевская д.63, к.2 тел. (499) 144-07-13
Наше мнение: довольно удачная современная катушка среднего класса.