Shimano Aernos’09
Семейство симановских катушек P3 («Пи-три», или «Пэ-три», кто как говорит…), состоящее из недорогих моделей с кривошипно-шатунным механизмом подачи шпули, постепенно переводится на шпулю нового типа (AR-C), с коническим бортиком. В частности, ее получили обновленные к этому сезону катушки для японского рынка «Aernos» и «Aernos XT». В Японии семейство P3 представлено всего тремя сериями: с одним подшипником («Alivio»), с двумя («Aernos») и с тремя («Aernos XT»). В Европе по маркетинговым соображениям число таких серий доведено до шести, что вносит большую путаницу и сбивает с толку рыболовов (еще большая неразбериха в американском симановском ассортименте с его бесчисленными моделями…), но по некоторым причинам интересно компании. Японская «Alivio» соответствует европейской «Alivio», «Aernos» — это улучшенная «Catana», с легкой, точеной ручкой, а «Aernos XT» — это «Exage», опять-таки с нормальной, одинарной точеной ручкой (кроме варианта SDH). Кстати, серия «Catana» скоро тоже будет обновлена.
При очередном обновлении серии катушек японского ассортимента на некоторое время получают титул «New», пишущийся перед названием; потом он исчезает, и поколения катушек можно различить только по двузначному обозначению года появления серии, но обозначение это не присутствует ни на самой катушке, ни на коробке, ни в каталоге, а лишь на схемах, в каталогах запчастей и т.п. Все это, разумеется, неспроста.
Серия «New Aernos», или «Aernos’09», включает пять размеров, из которых лишь у трех различается корпус:
1) «1000»;
2) «2000»; «2500», «С3000»;
3) «4000».
Мы подробнее рассмотрим самый ходовой, 2500-й, размер.
Корпус
Корпус (1) и крышка с лапкой (2) отлиты из пластмассы, задняя часть их прикрыта декоративной крышечкой. Лапка эргономичная, удобная для пальцев рыболова.
Колесо (3) главной пары с 31 зубом отлито из цинко-алюминиевого сплава, маркировано 5N2, имеет внешний диаметр 27,6 мм. Вал колеса слева опирается на шарикоподшипник 7х13х4, справа — на пластмассовую втулку.
Шестерня (4) бронзовая, шестизаходная, с наружным диаметром 9 мм, ее вал спереди опирается на головной шарикоподшипник 7х14х5, сзади опора образована выступом корпуса, втулки там нет. Передаточное число — 5,2 (точнее 31:6=5,16).
Механизм подачи шпули стандартен для семейства P3, производитель называет его «Varispeed». На валу колеса находится маленькая овальная шестерня (5), приводящая в движение «квадратную» паразитку (6). Смысл придания этим шестерням некруглой формы заключается в том, чтобы не дать штоку подолгу задерживаться в верхней и нижней мертвой точках, вызывая тем самым образование горбов лески на шпуле. Это простой, но эффективный технологический ход, с успехом применяемый «Симано» уже много лет.
Недостатком данного решения можно считать то, что при сборке катушки трудно правильно совместить зубья обеих «кривых» шестерен. Для ориентировки на колесе и паразитке есть стрелочки, но, тем не менее, у дилетантов редко получается «попасть в яблочко» с первого раза. Надо сказать, что иногда даже новые катушки с механизмом «Varispeed» приходят в магазины некрутящимися из-за осечек при сборке на заводе в Малайзии.
В сочетании с S-образным пазом на каретке (7) «кривые» шестерни дают хорошую, ровную укладку лески. Каретка с обеих сторон опирается на направляющие (8), образованные выступами корпуса и крышки.
Шток (9) имеет диаметр 4 мм (у аналогичных катушек с «бесконечным винтом» — 4,5 мм), длину 94 мм. На нем нарезана типичная симановская мелкомодульная резьба, установлены шайбы для регулировки профиля намотки лески.
Стопор обратного хода выполнен на основе стандартной симановской обгонной муфты (10).
Выключатель стопора (11) находится снизу на корпусе, он довольно большой и удобный. Тормоз ротора для защиты от самосброса не предусмотрен.
Ротор
Ротор (12) отлит из пластмассы, крепится к валу шестерни главной передачи гайкой на 12 с правой резьбой.
Для катушки такого калибра ротор весьма компактен, весит нетто всего 24 г, в сборе — 45 г. Это стандартная конструкция для P3.
Механизм сброса дужки выполнен по современной, обычной для «Shimano» схеме, с пружиной сжатия (13) и проволочным толкателем (14). Применение пластмассового стержня (15) у P3 исключает, однако, взаимозаменяемость рычагов (у «винтовых» моделей стержень металлический, более тонкий). Фиксатор дужки отсутствует, хотя место для него предусмотрено (16).
Штатный сброс дужки происходит при заходе нижнего конца толкателя на клинообразный выступ корпуса (17).
Дужка лесоукладывателя (18) выполнена из нержавеющей стали, легкая, компактная, диаметр проволоки всего 1,5 мм. Ролик лесоукладывателя (19) имеет сложный профиль, покрытие из твердого хрома.
Шпуля
Шпуля (20) выполнена из алюминиевого сплава, анодирована. Она довольно тяжелая, весит 52 г, выборка металла изнутри юбки отсутствует. На юбке предусмотрен пластмассовый зажим для лески, без подкладки.
Шпуля выполнена согласно концепции AR-C, имеет конический передний бортик, облегчающий попадание лески в проем. Средняя ширина проема около 16 мм.
Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой (21), диаметром 17 мм.
Регулировочная гайка (22) выполнена, как и у других моделей P3, по упрощенной схеме, без защитной манжеты. Она довольно удобна, но могла бы быть еще ухватистее.
Ручка
Ручка (23) катушки точеная, из алюминиевого сплава, выгодно отличается от ручки аналогичной европейской серии («Catana»). При 50-миллиметровом рабочем плече она весит всего 30 г.
Фишка (24) имеет удобную, эргономичную форму, выполнена из пластмассы, поверхность ее не скользкая и не клейкая.
***
В данной комплектации катушка поставляется без коробки. О запасной шпуле, разумеется, речи не идет — на японском рынке такое понятие вообще отсутствует.
В то же время, цена на «Aernos» заметно выше, чем на европейский аналог — «Catana FA», где есть и коробка, и шпуля. В плюс модели «Aernos» можно записать точеную ручку и шпулю нового типа, с коническим бортиком. Кроме того, на шпулю уже намотана леска — зеленого цвета мононить диаметром 0,29 мм. Леска, кстати, неплохая.
Впечатления
На практике «Aernos» — вполне приличный инструмент для легкого спиннинга и поплавочной удочки, при условии не слишком интенсивного ее использования, лучше с мононитью. При желании и возможности можно заменить втулку, находящуюся справа на колесе, шарикоподшипником (7х13х4), это несколько увеличит ресурс главной пары. Ход катушки легкий, плавный, мононить 0,25–0,29 мм наматывается ровно, без горбов и провалов, ход шпули (14,5 мм) соответствует проему (16 мм).
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Aernos»
Номинальная масса: 245 г
Фактическая масса: 245 г
Передаточное число: 5,2
Шарикоподшипники: 2
Диаметр переднего бортика шпули: 45 мм
Емкость шпули: 120 м №3
Масса шпули: 52 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 2450 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва, ул. Кастанаевская д.63, к.2 тел. (499) 144-07-13
Наше мнение: недорогая катушка для легкого спиннинга и поплавочной удочки
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
|