Shimano Big Baitrunner LC
История появления катушек «Big Baitrunner» в европейском ассортименте «Shimano» связана с развитием ловли карпа. Когда в 90-е годы английские карпятники от занятий «камерным искусством» на маленьких прудиках стали все больше переходить к освоению крупных карьеров, а также французских водохранилищ, когда ужением «по-английски» заинтересовались на континенте, — тогда встал вопрос о более мощных удилищах, более толстой леске и более дальних забросах. Неудивительно, что на повестке дня появились серфовые безынерционные катушки с огромными шпулями. Особенно популярны были дайвовские модели «Tournament» и «Emblem». В то же время, «Симано» лидировала в области моделей со свободным ходом шпули («Baitrunner»), причем катушки «Aero Baitrunner» стали настоящим бестселлером. Правда, шпули у них были все же маловаты для сверхдальних забросов.
Идея совместить в одной катушке достоинства головастой серфовой модели и модели со свободным ходом долго витала в воздухе. Появились гайки-адаптеры для серфовых катушек, позволявшие мгновенно отключать и включать тормоз, сначала самодельные, потом серийные. Но полностью эта идея воплотилась в конце 90-х годов в модели «Big Batrunner Long Cast», имевшей как огромную шпулю со встроенным в нее основным тормозом, так и привычный бэйтраннеровский рычаг и регулятор свободного хода в задней части корпуса. В определенном смысле «Big Baitrunner LC» можно рассматривать как серфовую модель «Power Aero» («10000» — «14000») того же поколения с приделанным к ней сзади механизмом регулируемого свободного хода шпули.
Надо сказать, что эта катушка так и не стала культовой и легендарной. По всей видимости, отчасти дело было в ее громоздкости, неуклюжести и большой массе (более 800 г без лески). Такой тяжеловес не очень-то гармонировал с новыми «невесомыми» углепластиковыми удилищами, которые уже были распространены к моменту его появления. То же самое относится и к его дайвовскому аналогу — «Infinity-Х». Оба «гибрида» выглядят странновато.
Тем не менее, продавалась «Big Baitrunner LC» сравнительно неплохо и, пережив многие другие конструкции, сейчас даже попала в качестве новинки в симановский ассортимент для японского рынка! Кстати, дольше всех в ассортименте выживают, как правило, именно нишевые, специализированные, не очень дорогие модели.
Итак, перед нами «Большой бэйтраннер лонг каст» современного разлива…
Корпус (1) у него пластмассовый, а крышка с лапкой (2) отлита из алюминиевого сплава и имеет, как водится, защитное оксидное покрытие. Такое сочетание материалов типично для катушек симановского среднего класса.
Колесо (3) главной пары выполнено из дюралюминия, на него нанесено прочное черное защитное покрытие, облегчающее ход катушки и повышающее долговечность пары. Колесо имеет диаметр 46 мм, 41 зуб. Вал его опирается с обеих сторон на крупные открытые шарикоподшипники A-RB (9х17х5), внутри находится отверстие под четырехгранник ручки.
Бронзовая шестерня (4) девятизаходная, спереди опирается на головной подшипник 9х20х6, сзади – на пластмассовую втулку. Передаточное число — 4,55.
Такая пара обеспечивает катушке неплохую тягу, приличный ресурс, но все-таки не делает из нее «лебедки». Следует иметь в виду, что по своей родословной это морская серфовая катушка, главная задача которой — обеспечить как можно более дальний заброс.
Механизм подачи шпули выполнен на основе кулачкового вала, или «бесконечного винта». Собственно говоря, без «винта» обеспечить равномерную укладку лески на столь вытянутую в длину шпулю очень трудно. «Бесконечный винт» является поэтому непременным атрибутом серфовых катушек и именно от них пришел два десятилетия назад в катушки спиннинговые.
От ведомой шестерни главной пары через бронзовую паразитку (5) приводится в движение кулачковый вал, отличающийся большой длиной (6). Далее через каретку с бегунком (7), которая опирается на направляющую в виде металлического стержня (8), движение передается штоку (9) шпули.
Шток имеет длину 186 мм и диаметр 6 мм (для сравнения: значительно более короткие, порядка 100 мм, штоки стандартных спиннинговых катушек имеют у «Симано», как правило, диаметр 4,5 мм). Для снижения трения уменьшена поверхность соприкосновения штока с валом шестерни (система «Floating Shaft», или «Плавающий шток»).
Стопор обратного хода выполнен на основе обгонной муфты большого калибра (10), соответствующего размеру катушки. Выключатель стопора находится на корпусе снизу, он крупный, удобный в использовании.
Механизм защиты от самосброса отсутствует.
В корпусе смонтирован механизм свободного хода шпули. В самых общих чертах его действие можно описать так: он не «отключает» тормоз, который находится в шпуле. В обычном режиме шпуля вращается относительно штока, преодолевая сопротивление тормоза. При включенном же бэйтраннере шпуля начинает вращаться вместе со штоком относительно корпуса и ротора катушки, как у моделей с задним тормозом. Здесь задний тормоз тоже есть, только совсем слабенький; он служит для регулировки свободного хода во время настройки сигнализатора поклевки, позволяя натянуть леску как следует независимо от силы течения, ветра и т.п. (11).
Когда рыболов отводит рычаг бэйтраннера (12) назад, с помощью системы рычагов внутри корпуса катушки отжимается собачка храповика (16) на валу бэйтраннера, шток начинает вращаться. Свобода вращения регулируется слабеньким тормозом (17). Снова заблокировать шток можно либо вернув рычаг бэйтраннера в исходное положение вручную, либо начав вращать ручку катушки — при этом рычаг встанет на место автоматически. Для автоматического срабатывания достаточно сделать не более одной трети оборота ручки.
Ротор
Ротор (18) с «кривыми рогами» является пережитком конца 90-х годов, когда эта конструкция активно продвигалась «Симано». Из-за расположения рычагов дужки лесоукладывателя внутри «рогов» ротора («изюминка» поколения катушек «Shimano» конца 90-х гг.) «рога» эти разведены очень широко.
Он изготовлен из пластмассы, крепится к валу шестерни гайкой на 15 с левой резьбой, имеет типичную для серфовых катушек форму с узкой чашкой (для снижения массы; масса нетто в данном случае составляет 85 г, масса в сборе — 138 г).
Для предотвращения попадания лески под шпулю предусмотрено защитное кольцо (19), которое посажено на шток (там установлен шарикоподшипник) и выступы которого ходят по пазам в «рогах» ротора.
Механизм сброса дужки (20) лесоукладывателя довольно сложен, включает несколько элементов.
Дужка (21) изготовлена из толстой (диаметр 2,5 мм) проволоки, ролик (22) лесоукладывателя крупный, с широкой канавкой, рассчитанной на толстые лески, рабочий диаметр его — 10 мм. Ролик вращается на шарикоподшипнике и имеет твердое покрытие из нитрида титана.
Шпуля
Шпуля (23) серфового типа выполнена из алюминиевого сплава, ширина проема составляет в среднем 36 (!) мм, диаметр переднего бортика — 77 мм. Масса шпули — 150 г. На шпуле имеется металлический зажим для лески без каких-либо пластмассовых прокладок, его можно рекомендовать только для фиксации конца лески при хранении и перевозке катушки.
Отдельно можно приобрести более мелкую шпулю, тоже металлическую.
Тормозной пакет (24) состоит из трех дисков и трех мягких прокладок с пропиткой, диаметром 34 мм.
Гайка тормоза (25) красивая, но могла бы быть и немного поухватистее.
Ручка
Ручка (26) катушки литая, тяжелая, весит 104 г. Рабочее плечо — 75 мм. Фишка (27) довольно удобная, допускает силовой захват, выполнена из пластмассового материала, поверхность ее изначально не скользкая. Из-за четырехгранника имеется небольшой люфт.
Впечатления
Катушка является нишевой моделью, на которую есть невысокий, но постоянный спрос. По качеству исполнения, комплектации она относится к среднему классу, точнее — к его нижней половине. За время пребывания на рынке некоторые ее узлы, прежде всего ротор, морально устарели, в то же время в конструкцию были внесены мелкие изменения (например, установлены подшипники A-RB).
Механизм «Большого бэйтраннера» можно рассматривать как увеличенный вариант механизма стандартной спиннинговой модели. Здесь стоят крупные шарикоподшипники, толстый шток, но какие-либо дополнительные «лебедочные» признаки отсутствуют. «Big Baitrunner Long Cast» является инструментом для дальних забросов тяжелых оснасток на толстой леске, позволяя тем самым охотиться за крупной рыбой, например за карпами, но его силовыми качествами не следует злоупотреблять.
Система подачи шпули перемещает ее на 34,5 см и обеспечивает равномерную укладку лески (ширина проема шпули в среднем составляет 36 мм; проем снаружи, разумеется, несколько шире, чем внутри). Нет никаких противопоказаний и для использования толстой плетеной лески.
Если сравнивать «Big Baitrunner» с аналогичными серфовыми моделями, у которых есть механизм «Baitrunner Spool», то минусом ее будет некоторая неуклюжесть и большая масса, а плюсом — привычные и удобные элементы управления механизмом «Baitrunner» на задней части корпуса.
В наших условиях такая катушка является прежде всего инструментом для специальной ловли крупного карпа вдали от берега, особыми карповыми снастями с оснастками, рассчитанными на самоподсечку рыбы. Попав на крючок, карп сматывает леску со шпули благодаря механизму свободного хода, пока рыболов на схватит удилище и не выключит тем или иным способом этот механизм и не сделает окончательную подсечку (если это необходимо).
На практике «Big Baitrunner LC» удобен в управлении, надежен, долговечен (если не перегружать его бездумно…).
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Big Baitrunner LC»
Номинальная масса: 790 г
Фактическая масса: 827 г
Передаточное число: 4,55
Шарикоподшипники: 5
Диаметр переднего бортика шпули: 77 мм
Емкость шпули: 400 м 0,40 мм
Масса шпули: 150 г
Длина плеча ручки: 85 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 8500 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва, ул. Кастанаевская д.63, к.2 тел. (499) 144-07-13
Наше мнение: надежная карповая катушка, немного громоздкая и тяжелая, но удобная в управлении.
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
|