Shimano Super GT-RA
В 2003 году переход от поколения X заднетормозных катушек «Shimano» с «бесконечным винтом» и дополнительным тормозом «Fightin’ Drag» к поколению RA (сезон 2004 года) многие рыболовы встретили неодобрительно. Где это видано, чтобы каталожная цена на модели нового поколения была ниже, чем на те же модели старого, и при этом не было никакого подвоха? Действительно, подвох был: новые катушки оказались ниже классом, корпус стал полностью пластмассовым, сборка — малазийской, исчезло место под шарикоподшипник на хвостовике шестерни главной пары. Однако же, «товарищам» из «Shimano» при всем их старании не удалось очень уж сильно испортить свои «суперы» и «страдики». Наверное, они уже тогда решили оставить резерв для дальнейшей порчи, которая осуществилась в следующих поколениях — RB (сезон 2007 года) и RC (сезон 2010 года). На фоне резко потяжелевших RB, катушки RA вдруг стали выглядеть особенно привлекательными (почти как в анекдоте про вонючего козла в квартире…), кроме того, поставки их в магазины продолжались, а цена была ниже, чем у RB. В сезоне 2009 года заднетормозные RA вообще вдруг стали товаром, который «обязательно надо купить», пока он совсем не исчез из магазинов, — тут добавился эффект исчезающей модели: как только что-то неплохое начинает становиться редкостью, появляется ажиотаж. Кроме того, местами еще сохранялись докризисные цены 2008 года…
Четыре серии семейства RA 2004 года, по сути дела, являются четырьмя модификациями одной и той же катушки, в одном и том же корпусе, с одним и тем же ротором. Разница — в цвете покрытия, количестве шарикоподшипников, передаточном числе.
1) «Super GT-RA» — базовая серия с передаточным числом 5 и тремя шарикоподшипниками. У нее двойная ручка. Размеры: «1500», «2500», «4000», «4000М». Настоящих размеров только два, потому что «1500» отличается от «2500» лишь маленькой шпулей, а «4000М» от «4000» — мелкой («матчевой») шпулей. Меньший размер отличается от большего очень сильно, габариты корпуса и ротора, а также размеры пары и многих других узлов у него намного скромнее.
2) «Super GTM-RA» — то же самое, только с увеличенным передаточным числом (пара от «Страдика»). Размеры: «2500» (передаточное число 6) и «4000» (передаточное число 5,7).
3) «Stradic GTM-RA» — от «GTM» отличается белым покрытием и добавлением шарикоподшипника справа на вал колеса. Те же размеры, та же главная передача.
4) «Twin Power XT-RA» — от предыдущих трех модификаций отличается одинарной ручкой, фишка которой вращается на двух шарикоподшипниках. Главная пара, как у «GT», и два шарикоподшипника на валу колеса, как у «Страдика». Итого шесть шарикоподшипников. «Флагман» семейства RA. Размеры: «1500», «2500»; «4000».
В рамках каждого из двух настоящих размеров детали катушек всех этих четырех серий можно тасовать, как угодно, собирая из них катушку по принципу детского конструктора. Правда, различия столь малы, что ничего особенного от перетасовки не изменится…
Для примера рассмотрим подробнее базовую модель большего из двух размеров — «Super 4000 GT-RA».
Корпус
Корпус (1) и крышка с лапкой (2) выполнены из пластмассы, в нижней части крышки имеется отверстие (3) для экстренной смазки механизма, закрытое винтовой пластмассовой крышкой без уплотнителя.
Колесо (4) главной пары крупное (диаметр — 34 мм, это максимум, что входит в данный корпус), из алюминиевого сплава (холодная штамповка), имеет 36 зубьев, маркировано «04TP4», то есть «Twin Power 4000-го размера, поколения 2004 года». В новейших катушках поколения RC (2010 год) использовано другое колесо, выполненное методом литья под давлением; соответственно, и сплав там иной.
Слева на валу стоит открытый шарикоподшипник A-RB (7x13x4), справа — такого же размера пластмассовая втулка (5). По возможности эту втулку рекомендуется заменить соответствующим шарикоподшипником; на «Страдике» и «Твин Пауэре» он стоит изначально. Мы установили на редакционный образец высококачественный закрытый шарикоподшипник, оказавшийся под рукой (6).
Семизаходная шестерня из желтого сплава (7) спереди опирается на головной шарикоподшипник (8) A-RB (7х14х5), сзади же ее хвостовик непосредственно соприкасается с опорой, образованной выступом пластмассового корпуса катушки. У катушек предыдущего поколения там стояла втулка либо шарикоподшипник, что было, конечно, большим плюсом.
Передаточное число составляет 36:7=5,14, а не 5, как указано на самой катушке и в ее описаниях.
Главная передача в таком исполнении обеспечивает катушке легкий и плавный ход, отличную тягу; она надежна и долговечна. При замене втулки шарикоподшипником, как указано выше, «Super 4000 GT-RA» становится отличным инструментом для фидера и тяжелой поплавочной (например, карповой) удочки, тяжелой ходовой донки (скажем, на усача, язя и голавля). У меньшего размера «Super GT» («1500» — «2500») колесо значительно меньше, поэтому он не очень подходит для мощной снасти.
От ведомой шестерни главной пары через систему металлических паразиток (9) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»; 10). В следующем поколении катушек (RB) применены пластмассовые паразитки, которые, пожалуй, предпочтительнее в данном случае. Каретка (11) с бегунком опирается на направляющую в виде металлического стержня (12). Шток (13) имеет диаметр 4,5 мм (у катушки меньшего размера — 4 мм), длину 128 мм.
Использованный здесь механизм раскладки лески с дополнительными паразитками обеспечивает замедленную подачу шпули, леска ложится параллельными витками (одна из характерных черт «S-системы», широко применявшейся «Shimano» в начале нового столетия). Ход шпули — 18,5 мм (при ширине проема шпули около 20 мм). Полный цикл перемещения шпули соответствует примерно двадцати одному обороту ротора.
Стопор обратного хода выполнен на основе симановской обгонной муфты (14), в пластмассовом корпусе в форме диска, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель (15) стопора маленький, расположен на корпусе катушки снизу, вплотную к ротору, не мешает и вряд ли может быть случайно сломан, но зато и пользоваться им не особенно удобно.
В задней части корпуса располагается тормозная система. Если в катушках с передним тормозом, механизм которого находится в шпуле, шпуля вращается относительно неподвижного штока, преодолевая тормозное усилие, то в катушках с задним тормозом шток вращается вместе со шпулей, а тормозные диски (как правило, меньшего размера) размещены в корпусе катушки.
Катушки рассматриваемого нами семейства оснащены дополнительным, вторым задним тормозом — «Fightin' Drag», поэтому у них два регулятора тормоза, внешний (16) и внутренний (17).
Внешний регулятор (16) относится к основному тормозу, имеющему весьма большой диапазон регулировки. Его тормозной пакет расположен в цилиндрическом выступе задней части корпуса катушки и состоит из 15-миллиметровых дисков и прокладок (18).
Внутренний регулятор с характерным флажком (17) действует на простенький тормоз с минимальным диапазоном регулировки (19), позволяющим резко усилить или ослабить общее тормозное усилие (весьма полезно при вываживании рыбы, а также в некоторых других случаях).
Как правило, рыболов настраивает основной тормоз заранее, исходя из свойств снасти и общей ситуации, а дополнительным пользуется при выполнении различных маневров в процессе ловли. Есть мнение, что регуляторы предыдущих поколений катушек (до 2004 года) были ухватистее, удобнее и выглядели солиднее.
Ротор
Ротор (20) выполнен из пластмассы, весит 43 г (нетто), к валу шестерни главной передачи крепится гайкой на 12 с правой резьбой.
Это стандартный симановский ротор середины первого десятилетия нового века, используемый в самых разных моделях катушек — и один из самых удачных.
Механизм сброса дужки с пружиной сжатия (21) и толкателем из стальной проволоки (22) тоже стандартен; это надежная, долговечная конструкция.
Подпружиненный фиксатор дужки здесь выполнен пластмассовым (23).
Дужка (24) лесоукладывателя стандартная, из проволоки диаметром 2 мм. Ролик (25) из желтого сплава с твердым покрытием вращается на шарикоподшипнике 5х8х2. Особый выступ (26) на рычаге дужки под роликом (система «S-Arm Cam») должен препятствовать образованию петель лески.
Механизм подтормаживания ротора для защиты от самосброса отсутствует, хотя место для него предусмотрено. Фактически, в данной ситуации достаточно установить на корпус кольцо из мягкой пластмассы, которого будет касаться находящийся в роторе толкатель. Эта возможность реализована производителем в серии «Aspire RA».
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на пластмассовый клин, привинченный к корпусу катушки. В случае износа эту деталь можно заменить.
Шпуля
Основная шпуля (27) относится к типу, именуемому производителем «Hybrid Aluminium Spool». Уже из одного этого названия можно сделать некоторые выводы. В названии присутствует слово «алюминий», по мнению маркетологов «Shimano» это важно, так как покупатель предпочитает алюминиевые шпули пластмассовым. Получается, что шпуля эта, вроде бы, алюминиевая с добавкой пластмассы. На самом деле, из алюминия здесь лишь передний бортик, на который нанесено желтое оксидное покрытие (не очень прочное) и который привинчен к основной части шпули, выполненной из металлизированной пластмассы.
В принципе, это неплохое решение, и прочности пластмассы с металлическим напылением для катушки такого класса хватает вполне.
Весит основная шпуля 62 г, для ее больших габаритов это не так много (диаметр переднего бортика — 50 мм, проем — 20 мм).
Запасная шпуля (28) пластмассовая, намного легче основной (47 г). В принципе, с практической точки зрения для катушки данного класса ничего лучше и не нужно, причем основной шпуле запасная ничем не уступает. Если бы у основной металлический бортик был с покрытием из нитрида титана, тогда еще другое дело, а так весь этот блеск — бусы для привлечения дикарей (то есть покупателей). Пластмассовый бортик запасной шпули достаточно тверд и гладок для плетеных лесок, ну разве что его можно сразу чуть-чуть отполировать.
Ручка
На катушке установлена двойная ручка (29) с рабочим плечом 45 мм, изящная и довольно легкая (53 г). Двойная ручка уменьшает вибрацию катушки по сравнению с одинарной ручкой при очень быстром вращении. Если вы не собираетесь эксплуатировать катушку на больших скоростях, то данную ручку легко превратить в совсем легкую одинарную с помощью ножовки, напильника и капельки краски-серебрянки; при некотором навыке выходит весьма элегантно. С другой стороны, если вам приходится как следует «нажимать на газ», то можно заменить ручку на одинарную с плечом 50 или 55 мм, лучше точеную алюминиевую. Подойдет большинство ручек со стандартным симановским четырехгранником.
Фишки (30) пластмассовые, удачной формы, удобны в работе.
У катушек «Super GT» поколений RB и RC массивные двойные ручки отлиты из дешевого, тяжелого сплава и весят намного больше, чем у RA.
***
В коробке кроме катушки находится запасная шпуля, тюбик с жидкой смазкой, инструкция и схема.
Впечатления
«Super GT-RA» — базовая серия хорошо известного семейства заднетормозных симановских катушек с «бесконечным винтом». Больший, 4000-тысячный размер хорошо подходит для тяжелой поплавочной удочки (матчевой, болонской, средней живцовой…), фидера, ходовой донки. Большой диаметр шпули (50 мм по переднему бортику) позволяет использовать довольно толстые лески без чрезмерного их скручивания в спираль, обеспечивает высокую скорость подмотки. Для 4000-х катушек существуют также мелкие «матчевые» шпули.
Как и ее сестры из других серий семейства, «Super 4000 GT-RA» отличается хорошей тягой, без проблем «выкручивает» даже тяжелые кормушки, не «встает» при вываживании. Сравнительно невысокая цена, отсутствие «лишнего» и неплохое качество изготовления делают эту катушку интересной в качестве объекта тюнинга. Во всяком случае, стоит поставить шарикоподшипник (7х13х4) вместо втулки справа на вал колеса. При необходимости еще более высокой скорости подмотки имеет смысл обратить внимание на «Super GTM-RA», там передаточное число побольше.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Super 4000GT-RA»
Номинальная масса: 377 г
Фактическая масса: 385 г (370 г с запасной шпулей)
Передаточное число: 5,14
Шарикоподшипники: открытые A-RB, 3 штуки
Диаметр переднего бортика шпули: 50 мм
Емкость шпули: 180 м 0,30 мм
Масса шпули: 62 г (47 г)
Длина плеча ручки: 45 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 3000 руб.
Образец предоставлен: "Рыболов на Кастанаевской", г.Москва ул. Кастанаевская, д. 63 к.2
М. "Кунцевская"
Наше мнение: хорошая катушка для тяжелой поплавочной удочки, фидера и т.п.
08.09.2009
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
|