Shimano Saragosa F
В рыболовных магазинах, на водоемах, на форумах в интернете часто поднимается вопрос о мощной, силовой, но, в то же время, компактной и не очень тяжелой безынерционной катушке, способной в течение долгого времени выдерживать нагрузки от ловли тяжелыми джиговыми приманками и крупными упористыми воблерами. Теоретически, для такой рыбалки предпочтительнее мультипликаторные модели, но они не всем нравятся и не ко всякой ситуации подходят. Выбор же безынерционных «мини-тракторов» невелик, поскольку большинство мощных морских моделей выпускается большого размера и весит полкило и больше. Вот «Shimano Twin Power SW4000PG» имеет массу, правда, всего 355 г, но зато и стоит о-го-го сколько (47 000 иен по каталогу фирмы). «Stella SW 4000PG» (350 г) — вообще кошмар, 85 000 иен. Из «дайв» приходит на ум преемник «Tournament Force», модель «Saltiga Game 3000» (390 г, 73 000 иен). И еще у «Дайвы» есть усиленная «Certate» — «Certate Hyper Custom», которая хоть и не совсем «трактор», но зато легкая и в исполнении «2500R» (большая пара в компактном корпусе) весит всего 270 г (цена по каталогу — 62 000 иен). Каталожные цены японского рынка здесь приведены из-за общего знаменателя, в качестве точки опоры; по нестабильным и неровным ценам российской розницы очень трудно ориентироваться. К слову, если перевести японскую каталожную цену в рубли по официальному курсу иены, то получится что-то вроде нашего местного опта. Хе-хе…
Одним словом, перечисленные выше варианты на осень 2009 года, как правило, попадают в России в ценовой диапазон «от 20 000 рублей и выше». И когда люди ищут мощную, надежную катушку «до десятки», им приходится обращаться к чему-то иному. В десятку не укладывается даже «Twin Power 4000PG» старого образца (модель 2002 года). Вот тут-то и всплывает симановская серия «Saragosa».
Производитель относит ее к разряду силовых морских безынерционных катушек; в то же семейство входит «Navi PG» (японский рынок; 13 700 иен) и «Spheros FB» (американский рынок). У «Navi PG» маленьких размеров нет, а вот у «Сфероса» и «Сарагосы» есть — «3000/4000».
Казалось бы, чего уж лучше? Мощно и сравнительно недорого. «Saragosa 4000F» весит, согласно каталогу, 355 г, а стоит порядка двухсот — двухсот пятидесяти зеленых. Но не блеф ли это? В конце концов, в каталоге можно написать все что угодно, да и пару «морских» штрихов к портрету катушки добавить не так сложно. Нанесли же на главную пару одной катушки, продающейся под маркой некой известной немецкой фирмы, цветные покрытия, так что внешне все стало очень напоминать начинку знаменитой «Daiwa Saltiga» — при цене сто евро с небольшим. И народ потом всерьез рассуждал, что это «Saltiga», только без дайвовской наценки.
Что ж, давайте посмотрим, что у нас с «Сарагосой».
Катушки «Saragosa F» являются улучшенной и модернизированной версией «сферосов» — вместе со «Spheros FB» они входят в раздел «Offshore Spinning Reels» американского ассортимента «Симано». Поставляются эти катушки и в Европу, Австралию, Юго-Восточную и Южную Азию… Состав обеих серий идентичен, в каждой по три настоящих размера:
1) «3000», «4000»;
2) «5000», «6000», «8000»;
3) «14000», «18000».
Размеры архаичные, не соответствуют современным, но об этом ниже.
Конструктивно все три размера отличаются между собой, но самый большой вообще стоит особняком: у него металлический ротор и механизм подачи шпули на основе «бесконечного винта», в то время как у меньших размеров ротор пластмассовый, а механизм «паровозный».
Нас, тем не менее, сейчас интересует маленький размер как подходящий для пресноводного спиннинга. Рассмотрим его подробнее на примере модификации «4000F».
Прежде чем начать разборку катушки, присмотримся, однако, повнимательнее к ее силуэту. Нельзя сказать, чтобы от него веяло глубокой стариной, но и современным его никак не назовешь. Характерная форма ротора указывает на поколение «Stargate Concept», а это, как-никак, начало века. Ну, ладно, роторы у «Симано», как правило, живут долго, и одновременно выпускаются модели катушек с роторами трех-четырех поколений. Но и все остальное — где-то мы это уже видели? Правильно. Если бы не шпуля, ручка и дужка, то внешне это была бы полная копия модели «Sahara FA/FE» или «Navi’99/’00».
Итак, корпус и ротор «Сарагосы» взяты от стандартных серий самого начала нового века.
Корпус (1) отлит из пластмассы, а крышка с лапкой (2) выполнена из алюминиевого сплава и имеет защитное оксидное покрытие. Металлическая лапка — это по нынешним временам уже кое-что.
Задняя часть корпуса прикрыта декоративной крышечкой из металлизированной пластмассы, чем-то напоминающей задницу павиана.
Несомненно, самая большая достопримечательность в «Сарагосе» — это ее главная пара. Под крышкой мы находим большое колесо (3) из дюралюминия, изготовленное методом холодной обработки давлением (cold forging) и имеющее черное защитное покрытие. Оно находится на валу из нержавеющей стали, в который ввинчивается ручка катушки. Колесо имеет внешний диаметр 34 мм, на нем 36 довольно крупных зубьев. Вал опирается с обеих сторон на закрытые шарикоподшипники «S A-RB» размером 7х13х4 (4). Конструкция и материалы колеса и вала, полноразмерный шарикоподшипник справа — все это отвечает «силовой концепции» катушки.
Шестизаходная шестерня (5) из желтого сплава опирается спереди на головной шарикоподшипник 7х14х5, а вот сзади входит непосредственно в опору, образованную выступом пластмассового корпуса. Ни «шарика», ни втулки, которую можно было бы при желании заменить «шариком», — такое решение не очень к лицу мощной катушке. Это плата за использование стандартного корпуса от «Сахары»/«Нави» без каких-либо изменений, иными словами — за экономию. Вот у большой «Сарагосы» («14000/18000») этот шарикоподшипник есть, там «все по-взрослому».
Передаточное число составляет 36:6=6.
Механизм подачи шпули в данной катушке носит громкое название «Aerowave Oscillation». Речь идет о разновидности кривошипно-шатунного механизма. От небольшой шестеренки на валу колеса главной пары (кстати, тоже слабое место, небольшие зубчики из алюминиевого сплава) движение передается паразитке (6).
В отличие от старых «сахар», у «сферосов» и «сарагос» палец (7) имеет сложную форму, причем двухуровневую, и движется по двухуровневому пазу (8), так что на разных участках траектории задействован то верхний, то нижний уровень.
Такая система применялась, например, у «Navi’03», а из катушек, выпускаемых в настоящее время, ее можно найти у «американок» того же семейства — «Sahara FD», «Symetre FJ»…
Каретка (9) ходит по двум направляющим (10), образованным выступами корпуса. Характерно, что шток (11) крепится к ней двумя винтами, что увеличивает надежность.
Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет диаметр 4,5 мм и длину 111 мм. На верхнем конце его нарезана стандартная мелкомодульная симановская резьба. Ничего особенного, все как обычно.
Необычно, что у катушки отсутствует выключатель стопора обратного хода, то есть обгонная муфта включена постоянно. Но это один из признаков современных морских катушек. Поскольку нави-сахаровский корпус не был никак переделан и остался без изменений, на место выключателя пришлось поставить заглушку (12). Впрочем, она совершенно не бросается в глаза и не нарушает гармонии силуэта. Другое дело, если бы выключатель стоял сзади на корпусе (вспомним, как это выглядит у «кастрированного» дайвовского «Форса», названного «Солтигой Гэйм»…).
Обгонная муфта (13) выполнена в пластмассовом корпусе дискообразной формы, имеет короткие подпружиненные ролики.
В механизме защиты от самосброса использован подковообразный элемент (14) из мягкой пластмассы, привинченный к корпусу двумя винтами. В «сарагосах» среднего и большого размера стоит кольцо из того же материала.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на выступ корпуса (15), в нижней его части, под ротором.
Ротор
Ротор (16), как уже говорилось выше, здесь старого типа («Stargate»), изготовлен из пластмассы, в сборе весит 82 г, нетто — 41 г. Таким образом, он тяжелее, чем ротор «02 Twin Power 4000 PG», хотя и значительно меньше по габаритам.
Древность всей катушки в целом и ротора в частности приводит к путанице с размерами. Между рогами такого ротора не пролезает шпуля нового симановского 4000-го размера с ее стандартным 50-миллиметровым передним бортиком (у «02 TP-PG» уже стоит ротор следующего поколения и «новая» шпуля)! Кроме того, у старгэйтовских моделей 3000-й размер — это тот же 4000-й, только со шпулей меньшего диаметра, а не вариация 2500-го размера, как это принято сегодня в европейском и американском ассортименте.
Итак, «сарагосы» (как и «сферосы») 3000-го и 4000-го размера отличаются друг от друга размером шпули: у 3000-й внешний диаметр бортика составляет 46 мм, у 4000-й — 48 мм, причем надо иметь в виду, что здесь использован конический бортик A-RC, который шире обычного. По размеру шпули пара маленьких «сарагос» попадает между современными симановскими калибрами: 3000-я «Сарагоса» примерно соответствует современному 2500-му калибру с A-RC, а 4000-я — чуть меньше японского «недоразмера» — «3000». Надо отметить, что сравнительно маленький рабочий диаметр шпули положительно сказывается на тяге катушки.
Тяжесть ротора не в последнюю очередь объясняется металлическими противовесами. Один из них (17) находится внутри «рога».
Другой (18) привинчен к ротору под шпулей. Это еще один результат использования стандартного ротора для нестандартной, силовой катушки. У «Нави/Сахары» стояла обычная для катушки такого калибра дужка лесоукладывателя. На «Сарагосе» стоит мощная, тяжелая дужка, причем необычного для SR размера и конфигурации. Чтобы отбалансировать ротор с такой штуковиной, пришлось привинтить к нему дополнительный кусок металла.
Итак, дужка здесь самая современная, типа SR, выполненная в виде цельного элемента из нержавеющей стали (19). Проволока намного толще (2 мм), чем у стандартных дужек SR даже настоящего, современного, 4000-го размера (1,5 мм), а сама она компактнее из-за маленького ротора. Случайно сломать или согнуть такую дужку практически невозможно. Опасения скорее может вызывать пластмассовый рычаг (20), на котором смонтирован узел ролика, но и он достаточно прочен для большинства ситуаций, возникающих в пресноводном спиннинге.
Сам ролик (21) под стать дужке — крупного размера, с широкой канавкой для лески. Он имеет твердое (но не сверхтвердое…) покрытие, вращается на шарикоподшипнике.
Идем дальше. Снимаем крышечку под узлом ролика и видим…
О-о-о… Древний механизм сброса дужки со множеством деталей. Довольно прочно, но слишком сложно.
Шпуля
Шпуля (22) выполнена из алюминиевого сплава, довольно тяжелая, весит 65 г. Имеет насадной конический бортик (типа A-RC) с тонким нитридным покрытием, внешний диаметр его — 48 мм. Внутри юбки никакой выборки металла не произведено. Снаружи имеется пластмассовый зажим для лески, с пластмассовой подкладкой.
Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой (23), диаметр их невелик — 17 мм.
Регулировочная гайка (24) — старого образца, с защитной манжетой, достаточно удобна.
Ширина проема шпули составляет 16–17 мм (бортик A-RC, разумеется, не учитывается).
Запасная шпуля в комплект поставки не входит.
Ручка
Ручка катушки (25) выполнена из алюминиевого сплава, мощная, точеная, с рабочим плечом 60 мм. Она ввинчивается в вал колеса, благодаря чему исключается люфт, характерный для некоторых ручек с четырехгранниками. На винте две резьбы разного шага и диаметра, поэтому ручку можно переставлять с одной стороны катушки на другую без замены винта. Масса ручки в сборе — 56 г.
Фишка (26) Т-образная, крупная, довольно удобная, хотя может ощущаться клейкой; вращается на шарикоподшипнике. Такая же стоит на TP-PG. Правда, мягкий пластиковый материал фишки со временем может прийти в негодность.
В коробке кроме катушки находится инструкция, схема, набор регулировочных шайб и флакончик с жидкой смазкой.
Впечатления
Впечатления от катушки противоречивые. Производитель попытался с минимумом затрат превратить недорогую стандартную катушку в силовую морскую. Главная пара с черным колесом — довольно мощная и долговечная, но нет шарикоподшипника в задней опоре шестерни. «Неубиваемая» дужка SR, но странная экономия на покрытии ролика. С другой стороны, в своем ценовом классе у этой модели мало конкурентов, и для тех, кто не тянет на «Twin Power PG», это интересное предложение.
В работе у «Сарагосы» довольно легкий, хотя и не бархатный, ход, очень приличная тяга. О высокой чувствительности здесь говорить не приходится, но она и не требуется — это инструмент для тяжелого джига, крупных воблеров. Кроме того, можно использовать «Сарагосу» на тяжелой живцовой удочке и т.п. Да и как «оружие ближнего боя» в карповой рыбалке (при скрадывании карпов, ловле в корягах…) она вполне применима, во всяком случае, она прочнее и надежнее многих псевдокарповых китайских катушек, предлагаемых под разными европейскими марками.
Толстую леску катушка укладывает хотя и не идеально, но удовлетворительно, противопоказаний к применению не слишком тонких и мягких плетеных лесок не имеется.
К отсутствию выключателя стопора обратного хода привыкаешь очень быстро. Не так уж он и нужен на самом деле, этот обратный ход. Зато одним слабым местом меньше.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Saragosa 4000F»
Номинальная масса: 354 г
Фактическая масса: 360 г
Передаточное число: 6
Шарикоподшипники: 5 (закрытые «S A-RB»)
Диаметр переднего бортика шпули: 48 мм
Емкость шпули: 200 ярдов 10-фунтовой лески
Масса шпули: 65 г
Длина плеча ручки: 60 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 8500 руб.
Образец предоставлен: «Rwbolov», г.Москва
Наше мнение: интересная силовая катушка средней ценовой категории, для тяжелого спиннинга, ловли на живца и т.п.
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
Рыболовный Интернет-магазин «Rwbolov», г.Москва
|