Shimano Stradic FI
Не секрет, что тот же самый корпус сплошь и рядом используется крупными производителями катушек для нескольких разных серий, как правило — одного класса (но не обязательно…). Это разумная, оправданная экономия ресурсов. В корпусе от «Ultegra» образца пятого года известно много разных катушек: того же поколения «Biomaster» (и соответствующий ему «Biomaster Mg»), некоторые модели «Stradic», «Sustain FE», «Twin Power FB» («европейский твин»), а также не очень популярные у нас катушки для японского рынка — «Ultegra Advance», «Sephia BB» и «Soare BB».
Из всего этого семейства самой удачной моделью по соотношению цены и качества можно считать, по всей видимости, «Stradic FI». Это «американский» вариант «Страдика», в котором производитель наконец-то отказался от дурацкого белого цвета и который получил премию как лучшая новая пресноводная катушка на американской выставке ICAST в 2007 году.
Серия FI состоит из семи моделей пяти разных размеров:
1) «1000»;
2) «2500», «3000»;
3) «4000»;
4) «5000»;
5) «6000», «8000».
По традиции, «страдиками» у «Симано» называют скоростные модели среднего класса, с большим передаточным числом. В данном случае это число составляет от 5,7 до 6, в зависимости от модели.
Рассмотрим, как устроена катушка «Stradic 2500FI».
Корпус
Корпус (1) выполнен из пластмассы, крышка с лапкой (2) — из алюминиевого сплава. У катушек данного семейства винты входят в (металлическую) крышку со стороны (пластмассового) корпуса, а не наоборот; это позволило производителю применить «настоящие» винты и получить более надежное соединение.
Крышка имеет защитное оксидное покрытие, слева внизу в ней есть отверстие для «профилактической смазки механизма» («maintenance port»), закрытое завинчивающейся пластмассовой пробкой (3), без уплотнителя. Через эту «дырку» можно посмотреть на цвет колеса, не разбирая катушки.
Задняя часть корпуса прикрыта крышечкой из металлизированной пластмассы.
Колесо (4) главной пары выполнено из дюралюминия методом холодной обработки давлением (cold forging), имеет диаметр 27,8 мм, 30 зубьев и черное покрытие, уменьшающее трение и увеличивающее срок службы передачи (система «Paladin», согласно североамериканскому лексикону «Shimano»). Вал колеса выполнен с использованием нержавеющей стали — это важно, поскольку в него здесь ввинчивается рукоятка (на американском рынке это называется «Direct Drive»). Слева на валу стоит шарикоподшипник 7х13х4, справа — 7х11х3. Как и все остальные шарикоподшипники в катушке, это закрытые «S A-RB».
Шестерня (5) нарезная, из желтого сплава, пятизаходная. Внешний диаметр — 9 мм. Спереди шестерня опирается на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади — на пластмассовую втулку в опоре, образованной выступом корпуса (6). Передаточное число — 30:5=6.
Такая передача довольно живуча и обеспечивает катушке плавный, ровный ход.
Через пластмассовую паразитку (7) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»; 8). Далее через каретку с бегунком (9), опирающуюся на две направляющие в виде металлических стержней (10), усилие передается на шток шпули (11). Эта конструкция общая для всех катушек семейства ноль пятой «Ультегры».
Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет длину 88 мм и диаметр 4,5 мм. На нем нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба, позволяющая, по идее, очень тонко регулировать тормоз.
Для облегчения хода катушки уменьшена площадь соприкосновения штока катушки с внутренней поверхностью вала шестерни (стандартная схема «Floating Shaft»).
Механизм подачи шпули обеспечивает ровную намотку штатной лески на шпулю. Производитель говорит о системе «Aero Wrap II». Фактически, для катушек нынешнего поколения с «винтом» речь всегда идет лишь об использовании того или иного вида «бесконечника».
Стопор обратного хода выполнен на основе привычной симановской обгонной муфты (12) в форме диска, в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель стопора (13) маленький, находится снизу на корпусе, под ротором, не выступает и ни за что не цепляется, зато и не особенно удобен.
Механизм защиты от самосброса стандартен для моделей этого поколения катушек «Симано», в нем использовано кольцо из жесткой пластмассы (14), сжимаемое пружиной. Такая система весьма эффективна, но очень не любит песка, грязи.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя, расположенного в роторе, на пластмассовый клин. Последний является частью черного пластмассового элемента, вставляемого между корпусом и крышкой при сборке катушки.
Ротор
Ротор (15) крепится к валу шестерни гайкой на 12, резьба правая. Он выполнен из пластмассы, в сборе весит 48 г, нетто — 24 г. Этот тип ротора многие считают самым удачным за всю историю симановского среднего класса (у «стелл» и некоторых «твинов» есть роторы интереснее, но это уже совсем другой уровень). Он отлично отбалансирован, компактен, изящен и, кстати сказать, — он легче сменившего его на последних моделях ротора нового типа.
Узел сброса дужки лесоукладывателя стандартный, с пружиной сжатия (16), толкателем из стальной проволоки (17). Подпружиненный штифт фиксатора дужки — пластмассовый (18).
Дужка (19) выполнена в виде цельного стального элемента («SR-One-Piece Bail»), имеет диаметр 1,5 мм, плавно утолщается к ролику. Симановские дужки такого типа считаются лучшими в мире на сегодняшний день. Особый выступ (20) на рычаге дужки перед роликом лесоукладывателя («S-Arm Cam») в паре с цельной дужкой помогает свести к минимуму образование петель лески.
Сам ролик (21) имеет канавку для лески, нитридное покрытие, вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
Шпуля
Шпуля (22) выполнена из алюминиевого сплава, анодирована.
Какая-либо выборка металла (например, как у ноль пятой «Ультегры») с внутренней стороны юбки отсутствует (23), отсюда — внушительная масса (61 г). Тяжелая шпуля — одно из немногих слабых мест данной модели «Страдика».
Форма шпули соответствует концепции AR-C, передний бортик конический, его диаметр — 46 мм. Шпуля AR-C с коническим бортиком именуется на американском рынке «Propulsion». Производитель отмечает, что она увеличивает дальность заброса и уменьшает вероятность образования петель и «бород» (на самом деле, дальность если и увеличивается, то ненамного, и куда важнее, что бортик направляет леску в проем шпули).
Сбоку на юбке имеется пластмассовый зажим для лески с пластмассовой же подкладкой.
Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой, диаметром 21 мм. Максимальное тормозное усилие — 15 фунтов (по данным производителя).
Гайка (24) обычной формы, довольно удобна при регулировке тормоза (чуть мешает выступ в центре), имеет защитную манжету.
Средняя ширина проема шпули составляет около 16 мм, ход шпули — 14,5 мм, это стандартные параметры.
В комплект поставки входит запасная шпуля, идентичная основной.
Ручка
Ручка (25) — точеная, из алюминиевого сплава, ввинчивается в вал колеса главной пары. На винте две резьбы, поэтому он универсальный, подходит для установки ручки хоть слева, хоть справа. Минус такой универсальности заключается в ослаблении конструкции, но это имеет значение в основном для силовых катушек.
Масса ручки 40 г. Рукоятка (26) T-образная, старого образца, с точки зрения эргономики не идеальная, но некоторым рыболовам нравится. Рукоятки этого типа почти сошли на нет в японском ассортименте, но пока сохраняются на части экспортных моделей. Вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
В коробке кроме катушки находится запасная шпуля, чехол, жидкая смазка, набор шайб для регулировки профиля намотки, комбинированный инструмент, инструкция и схема.
Впечатления
Несмотря на скоростную передачу, ход у катушки легкий и довольно мягкий, тяга приличная. Наличие колеса с черным покрытием, ввинчивающейся ручки и бесплатной запасной шпули выгодно отличает это€т «Stradic FI» от всех других моделей семейства, кроме «Sustain FE», но та дороже (там все то же плюс шарикоподшипник в подшпульном узле, насадной бортик шпули…).
К недостаткам несомненно относится тяжелая шпуля (с «правильной» шпулей катушка могла бы весить на 15–25 г меньше) и, возможно, не очень удобная рукоятка (но, как говорилось выше, некоторым рыболовам по вкусу именно такие рукоятки). Если пофантазировать, можно было бы представить себе эту катушку с передаточным числом 5 (еще лучше 5 с хвостиком, но у «Симано» тут недоработка), более эргономичной ручкой и более мелкой запасной шпулей. Но это было бы слишком здорово, такого в жизни не бывает…
Катушка хорошо подходит для легкого и средне-легкого спиннинга. Штатная плетеная леска наматывается на шпулю ровным цилиндром, без провалов. Склонности к образованию петель во время испытаний катушки в режиме ловли на джиги и воблеры не наблюдалось.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Stradic 2500 FI»
Номинальная масса: 9,5 унций
Фактическая масса: 267 г
Передаточное число: 6
Шарикоподшипники: 5; закрытые «S A-RB»
Диаметр переднего бортика шпули: 46 мм
Емкость шпули: 170 ярдов «Power Pro» 10 Lbs
Масса шпули: 61 г
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 6500 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», «Rwbolov», г.Москва
Наше мнение: очень удачная спиннинговая катушка.
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
Рыболовный Интернет-магазин «Rwbolov», г.Москва
|