Shimano Soare BB30
Знаете ли вы, что у японцев тоже есть свой «Страдик»? Он называется «Soare BB30» и предназначен отнюдь не для ловли черного окуня, как его американский родственник, а для «мебаринга». «Мебаринг» (по аналогии со «спиннингом») — это ужение мебару, то есть морского окуня, или темного клювача (Sebastes inermis). Этот товарищ больше напоминает ерша, но относится именно к морским окуням, среди которых — те самые красные окуни, которых мы нередко встречаем в магазине среди мороженых продуктов.
Эту небольшую вообще-то рыбу японцы ловят по-разному, иногда даже с поплавком, но более спортивным способом является ловля на джиг, мини-блесны и безлопастные воблеры. На джиговую головку надевают твистер или пластмассового червя и либо просто опускают его отвесно вниз и резко дергают удилищем, либо забрасывают и выполняют более или менее неравномерную проводку. Ужение обычно ведется с причалов, молов и т.п.
Вся серия катушек «Soare BB» состоит из двух модификаций: медленной «ВВ 1000S» и быстрой «BB30 2500HGS». BB – это сокращение от «blood brother», родной брат. Дескать, эти катушки среднего класса — ближайшие родственники «стелл» и «твинов». В то время как «настоящая Soare» («07 Soare») сделана на базе «твина» образца 2005 года и стоит уйму денег, «08 Soare BB» является дериватом ноль пятой «ультегры» и вроде бы как «народной» мебаринговой катушкой. Точно такая же история с катушками «Sephia» и «Sephia BB» для ловли кальмаров-каракатиц.
Если маленькая и медленная «Soare BB 1000S» рассчитана в первую очередь на ловлю в отвес, то значительно более крупная и быстрая «ВВ30 2500HGS» (HG обозначает высокоскоростную передачу) используется с более длинными удилищами, в том числе для более дальних забросов и рывковой проводки безлопастных воблеров. Индекс «30» указывает на «гигантских» тридцатисантиметровых мебару, которых надо быстро поднимать наверх, не давая им завести леску за какое-нибудь препятствие. Леска, по замыслу производителя, тут может быть как мононить, так и многоволоконная.
В наших условиях 30-я «Soare BB» может рассматриваться как альтернатива европейскому «Страдику» поколения FB или FC. Темно-коричневый цвет катушки, навеянный, по всей видимости, окраской боков мебару, практичнее вызывающего белого цвета «страдиков». По конструкции же «Соарэ» занимает промежуточное положение: у нее уже есть шпуля AR-C, как у нового «Страдика», но еще стоит ротор старого типа, как у «Страдика FB».
С технической точки зрения «Soare BB» можно рассматривать также как модификацию катушки «07 Ultegra Advance».
Корпус
Корпус (1) выполнен из пластмассы, крышка с лапкой (2) — из алюминиевого сплава. У катушек данного семейства винты входят в (металлическую) крышку со стороны (пластмассового) корпуса, а не наоборот; это позволило производителю применить «настоящие» винты и получить более надежное соединение. Внешнее лаковое покрытие — приятного темно-коричневого цвета, уникального для симановских катушек.
Крышка имеет защитное оксидное покрытие, слева внизу в ней есть отверстие для «профилактической смазки механизма» («maintenance port»), закрытое завинчивающейся пластмассовой пробкой (3), без уплотнителя. Через эту «дырку» можно посмотреть на цвет колеса, не разбирая катушки. В данном случае сюрприза не будет: цвет белый.
Задняя часть корпуса прикрыта крышечкой из металлизированной пластмассы.
Колесо (4) главной пары выполнено из алюминиевого сплава, имеет внешний диаметр 27,8 мм, 30 зубьев, маркировано — «06ST25» (это — «Страдик FB»; у FC уже используется новое литое колесо). Слева на валу колеса стоит шарикоподшипник 7х13х4, справа — пластмассовая втулка 7х11х3. Все шарикоподшипники в катушке — открытые A-RB.
Втулку лучше еще до начала использования катушки выкинуть и на ее место поставить шарикоподшипник соответствующего размера. Наличие здесь втулки — результат действия «закона сохранения числа шарикоподшипников», действующего в мире «Симано». В катушках типа BB, видимо, не должно быть более пяти «шариков». У «Соарэ» установлены «шарики» в шпуле, в ролике и в рукоятке — значит, надо изъять взамен один «шарик» с колеса.
Шестерня (5) нарезная, из желтого сплава, пятизаходная. Внешний диаметр — 9 мм. Спереди шестерня опирается на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади — на пластмассовую втулку в опоре, образованной выступом корпуса (6). Передаточное число — 30:5=6.
Через пластмассовую паразитку (7) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»; 8). Далее через каретку с бегунком (9), опирающуюся на две направляющие в виде металлических стержней (10), усилие передается на шток шпули (11). Эта конструкция общая для всех катушек семейства ноль пятой «Ультегры».
Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет длину 88 мм и диаметр 4,5 мм. На нем нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба, позволяющая, по идее, очень тонко регулировать тормоз.
Для облегчения хода катушки уменьшена площадь соприкосновения штока катушки с внутренней поверхностью вала шестерни (стандартная схема «Floating Shaft»).
Механизм подачи шпули обеспечивает ровную намотку штатной лески на шпулю. Производитель говорит о системе «Aero Wrap». Фактически, для катушек нынешнего поколения с «винтом» речь почти всегда идет лишь об использовании того или иного вида «бесконечника».
Стопор обратного хода выполнен на основе привычной симановской обгонной муфты (12) в форме диска, в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель стопора (13) маленький, находится снизу на корпусе, под ротором, не выступает и ни за что не цепляется, зато и не особенно удобен.
Механизм защиты от самосброса стандартен для моделей этого поколения катушек «Симано», в нем использовано кольцо из жесткой пластмассы (14), сжимаемое пружиной. Такая система весьма эффективна, но очень не любит песка, грязи.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя, расположенного в роторе, на клин, являющийся частью корпуса (15).
Ротор
Ротор (16) крепится к валу шестерни гайкой на 12, резьба правая. Он выполнен из пластмассы, в сборе весит 48 г, нетто — 24 г.
Этот тип ротора многие считают самым удачным за всю историю симановского среднего класса (у «стелл» и некоторых «твинов» есть роторы куда интереснее, но это уже совсем другой уровень).
Ротор отлично отбалансирован, компактен, изящен и, кстати сказать, — он легче ротора нового типа, который стоит на «Страдике FC».
Узел сброса дужки лесоукладывателя стандартный, с пружиной сжатия (16), толкателем из стальной проволоки (17). Подпружиненный штифт фиксатора дужки — пластмассовый (18).
Дужка (19) выполнена в виде цельного стального элемента («SR-One-Piece Bail»), имеет диаметр 1,5 мм, плавно утолщается к ролику. Симановские дужки такого типа считаются лучшими в мире на сегодняшний день. Особый выступ (20) на рычаге дужки перед роликом лесоукладывателя («S-Arm Cam») в паре с цельной дужкой помогает свести к минимуму образование петель лески.
Сам ролик (21) имеет канавку для лески, нитридное покрытие, вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
Шпуля
Шпуля (22) выполнена из алюминиевого сплава, анодирована.
Какая-либо выборка металла (например, как у ноль пятой «Ультегры») с внутренней стороны юбки отсутствует (23), толщина стенок велика, материал дешев. Отсюда — внушительная масса (60 г). Тяжелая шпуля — слабое место данной катушки, как и родственных ей катушек 2007–2009 гг. («страдики», «Sephia BB», «Ultegra Advance»). Редкие мелкие отверстия по нижнему краю юбки ничуть не спасают ситуацию, играя тут чисто декоративную роль.
Форма шпули соответствует концепции AR-C, передний бортик конический, его диаметр — 46 мм. Такой бортик направляет леску в проем шпули, уменьшая вероятность образования «бород».
Сбоку на юбке имеется пластмассовый зажим для лески с пластмассовой же подкладкой.
Тормозной пакет состоит из одного металлического диска и одной мягкой прокладки с пропиткой, диаметром 21 мм. Рабочее тормозное усилие — 2 кг, максимальное — 4 кг (по данным производителя). Данный тормоз типичен для мелкой шпули типа S и рассчитан на тонкие лески, небольшие нагрузки.
В шпуле находится шарикоподшипник 6х10х3 (24).
Гайка (25) обычной формы, довольно удобна при регулировке тормоза (чуть мешает выступ в центре), имеет защитную манжету.
Средняя ширина проема шпули составляет около 16 мм, ход шпули — 14,5 мм, это стандартные параметры.
Запасной шпули тут не полагается — катушка сделана для Японии. В этом смысле покупать «страдики» выгоднее, там запасная шпуля входит в комплект поставки.
Ручка
Ручка (26) — точеная, из алюминиевого сплава. Четырехгранник ручки проходит внутри вала колеса главной пары и фиксируется с противоположной стороны катушки винтом. Присутствует типичный для такой конструкции люфт, который можно было бы устранить с помощью торцевых зубьев на валу колеса, как это сделано, например, у «настоящей Ультегры» (’05, ’09).
Ручка легкая, весит 31 г при рабочем плече 50 мм.
Фишка (27) выполнена из этиленвинилацетата, имеет продолговатую округлую форму, меньший диаметр, чем у катушек «Sephia», «Rarenium». Она довольно удобна, тепла и суха на ощупь, но некоторым может показаться слишком «круглой». Можно представить ее себе с парой «лысок» под пальцы.
Фишка вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
В коробке кроме катушки находится набор шайб для регулировки профиля намотки лески, чехол, комбинированный инструмент (отвертка + ключ), инструкция, схема.
Впечатления
«08 Soare BB30» очень близка к модели «07 Ultegra Advance», отличаясь от нее страдиковской передачей, ручкой с фишкой редкой формы, «мебаринговой» боевой раскраской. Обе модели объективно, вроде бы, мало чем уступают знаменитой ноль пятой «Ультегре», но субъективно иногда почему-то воспринимаются как менее удачные. Приходилось слышать, что сборка у них в целом хуже или попадается больше некондиционных экземпляров, но доказать это не представляется возможным; вполне даже вероятно, что это лишь иллюзия. Неоспоримым фактом является наличие у «Соарэ» и «Эдванс» неоправданно тяжелой шпули, весящей примерно 60 г. Со шпулей от «05 Ultegra 2500S», которая спокойно встает на место штатной, «Soare BB30 2500HGS» весит на 15 г меньше. А ведь есть шпули еще более легкие…
С другой стороны, шпуля выполнена согласно концепции AR-C, с коническим бортиком, и это хорошо. Бортик, правда, не насадной, довольно мягкий, а это уже не очень хорошо (в смысле устойчивости к повреждениям), но насадные бортики сегодня у «Симано» стали (за редкими исключениями) привилегией одних лишь «твинов» с их дериватами да «стелл».
Еще один минус — люфт ручки, который производитель мог бы убрать с помощью торцевых зубьев.
Плавность и мягкость хода сильно зависит, похоже, от конкретного образца «Соаре». Хорошо собранный образец приятен в работе, достаточно долговечен, если не перегружать его. В симановском ассортименте джиги для мебару, преподносимые под маркой «Soare», весят не более пяти граммов (сами головки — до 2,5 г), а воблеры — не более 6,5 г. Это не значит, что катушка не потянет 20 г, просто надо иметь в виду ее изначальное предназначение. В наших условиях «BB30» можно рекомендовать как альтернативу «Страдику»; это катушка для легкого и средне-легкого спиннинга, когда нужна высокая скорость подмотки. По ресурсу и большинству других характеристик она соответствует модели «Stradic 2500FB», так как имеет ту же самую пару, тот же корпус, ротор и дужку; надо только поставить шарикоподшипник справа на вал колеса. В то же время, тянет она получше европейского «страдика» за счет большего плеча ручки: у страдиковской двойной ручки плечо короче (а сама она, кстати, литая и очень тяжелая, отсюда и весь «Страдик» тяжелее, чем «Соаре»).
Укладку (применительно к нашему образцу) можно только похвалить. Леска, в том числе тонкая плетеная, изначально (без регулировки шайбами) наматывается на шпулю ровным цилиндром, без провалов и бугров.
Наконец, «боевая мебаринговая раскраска» катушки нам однозначно нравится.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Soare BB30 2500HGS»
Номинальная масса: 265 г
Передаточное число: 6
Шарикоподшипники: 5; открытые A-RB
Диаметр переднего бортика шпули: 46 мм
Емкость шпули: 150 м плетеной лески #0,8
Масса шпули: 60 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 7000 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», «Rwbolov» г. Москва
Наше мнение: интересная альтернатива 2500-му европейскому «Страдику».
Данная статья представлена интернет-газетой о рыбалке Daily-Fishing, с материалами которой Вы можете ознакомиться здесь http://www.daily-fishing.ru
Рыболовный Интернет-магазин «Rwbolov», г.Москва
|