Рывковая проводка крупных, упористых воблеров, а также ловля на тяжелые джиги и очень крупные вращающиеся блесны (на течении) подвергает катушку высокой нагрузке. Не все спиннингисты хотят использовать мультипликаторные модели, прямо-таки напрашивающиеся в этой ситуации; не всегда применение мультипликатора удобно или возможно из-за ситуации на воде. В этом случае выручают силовые безынерционные катушки, созданные для морской рыбалки. Пресноводного спиннингиста интересуют по понятным причинам самые маленькие и легкие их размеры.
Выбор «настоящих» катушек этого типа невелик, зато велики цены. Самый дорогой и самый новый вариант — «Shimano 08 Stella SW 4000PG», флагман симановских безынерционных спиннинговых катушек. Это уровень настоящей дайвовской «Солтиги», только «Солтига» сконструирована на десяток лет раньше и у нее нет пресноводного спиннингового размера. То есть, он вроде бы есть, но в этом размере («3000» и «3500»; дайвовские размеры тут заметно отличаются от симановских) у «Дайвы» предлагается «фальшивая Солтига», «Saltiga Game», которая представляет собой модификацию снятой с производства катушки «Tournament Force», тоже очень серьезной, с главной парой «сталь по бронзе», но все же пониже классом. Еще чуть ниже у «Дайвы» есть серия «Certate Hyper Custom», там стоит та же «сталь по бронзе». И, наконец, самый доступный вариант из «настоящих» — симановская модель «Twin Power SW 4000PG», пришедшая в 2009 году на смену ветерану «Twin Power 4000PG» образца 2002 года. Розничная каталожная цена на официальном сайте «Shimano» увеличилась при этом на 27 процентов, с 37 до 47 тысяч иен. Правда, ноль второй «твин пи-джи» все еще продается, он даже есть на симановском сайте, а в наших магазинах его можно найти с неплохой скидкой.
Стоит ли доплачивать и брать новый? Посмотрим, однако же, что именно в нем нового. Итак, «Shimano 09 Twin Power SW 4000PG» (обзор старого четырехтысячника находится здесь).
Внешне «SW» ярче, может быть даже — чуть-чуть — вульгарнее; все-таки речь идет о серьезном инструменте для серьезной рыбалки. Бросается в глаза шпуля AR-C, «морская», как у больших размеров, рукоятка. А внутри?
Корпус
Корпус четырехтысячника стал компактнее, внутри меньше пустоты. Как и прежде, он комбинированный: собственно корпус (1), в котором расположены механизмы, — пластмассовый, а крышка с лапкой (2) — из алюминиевого сплава с защитным покрытием. В крышке имеется отверстие для профилактической смазки внутренних механизмов, оно закрыто пластмассовой пробкой без уплотнителя (3) и открывает доступ к главной передаче; основное его практическое назначение — дать рыболову без разборки катушки посмотреть, какого цвета колесо главной пары (это вроде шутки, но не совсем…). В данном случае колесо светлое. Раньше оно было черным, а пробка смазочного отверстия была металлической, с уплотнителем.
Колесо главной пары (4) выполнено из высококачественного дюралюминия («супер-дюралюминий» у симановских рекламщиков) методом холодной обработки давлением (cold forging), имеет внешний диаметр 35 мм, 32 зуба. Привычное черное покрытие отсутствует, похоже, что оно вообще постепенно выходит из моды, но обработка колеса внушает уважение. Зубья здесь, кстати, крупнее.
Колесо сидит на валу (5) из нержавейки, в который ввинчивается ручка, внешний диаметр шеек вала под подшипниками — внимание! — 8 мм вместо 7 мм в старом четырехтысячнике. Соответственно, и шарикоподшипники стоят на валу другие (6): слева — 8х14х4, справа — 8х12х3,5 (в ноль втором PG было два одинаковых, 7х14х4). Ну, и все десять «шариков» в новой модели — закрытые «S A-RB», разумеется.
В центральной части диаметр вала уменьшен примерно до 7 мм, чтобы добиться меньшего смещения осей шестерен и повысить тем самым эффективность работы пары.
Ведомая шестерня (7) нарезная, из желтого сплава, семизаходная, внешний диаметр — 11 мм. Тут уже подшипники стоят стандартного размера: головной 7х14х5 и в задней опоре 6х10х3 (6а; кстати, похоже, что все эти симановские подшипники именно для задней опоры на самом деле не 6, а 5,8 мм…).
Передаточное число — 32:7=4,57. В целом, новая передача даже мощнее и серьезнее старой, способна выдерживать большие нагрузки. Она вполне подходит для тяжелого пресноводного спиннинга (крупные, упористые воблеры, тяжелые джиги…).
В старом PG была установлена система пластмассовых паразиток, замедляющих возвратно-поступательное движение штока. Здесь этого механизма нет, паразитка одна, алюминиевая (8), и шпуля движется довольно быстро. В остальном механизм подачи шпули с кулачковым валом (9), кареткой (10) с бегунком и двумя направляющими в виде металлических стержней (11) не претерпел существенных изменений.
Шток (12) имеет диаметр 4,5 мм и длину 107 мм. На нем нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба.
На штоке находится подшпульный узел (13) с большим шарикоподшипником (8х16х5), зубчатым колесиком (часть трещотки, работающей при вращении шпули) и шайбами, регулирующими положение шпули на штоке и, соответственно, профиль укладки лески.
Ход шпули составляет 19 мм. На практике механизм подачи шпули обеспечивает равномерную укладку лески рекомендованного производителем диаметра (тому, кто наматывает на такую катушку плетеную леску №0,6, не следует потом жаловаться на проблемы с ней…).
Стопор обратного хода выполнен на основе хорошо известной симановской обгонной муфты дискообразной формы (14), в пластмассовом корпусе, с короткими подпружиненными роликами. Только здесь она находится в защитном эластичном кожухе (15) и сверху прикрыта крышкой (16).
Стопор включен постоянно, выключатель стопора как таковой отсутствует (на ноль втором TP он был). Это типичная черта современных силовых (морских) безынерционных катушек. Одним слабым местом меньше, и несколькими лишними граммами тоже. К отсутствию выключателя, кстати, на практике быстро привыкаешь.
В механизме защиты от самосброса используется нового типа зубчатое кольцо (17) из мягкого пластмассового материала; такие кольца стали сравнительно недавно появляться в новых симановских моделях. При открытии дужки толкатель попадает в промежуток между выступами и тянет кольцо за собой, если ротор приходит в движение. Сколько-нибудь достоверная статистика по надежности и практичности этой новой системы на момент написания обзора у нас отсутствует.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на пластмассовый клин (18), вставляющийся между корпусом и крышкой.
Ротор
Ротор в ноль девятом четырехтысячнике PG — того же типа, что и в «Стелле», поизящнее стандартного.
Этот ротор выполнен из алюминиевого сплава, весит 34 г нетто и 61 г в сборе. Таким образом, он ощутимо легче, чем пластмассовый ротор ноль второго 4000PG.
К шестерне главной пары ротор крепится гайкой с левой резьбой (без маркировки), внутри которой у «Стеллы» стоял бы шарикоподшипник, уменьшающий трение штока; здесь его нет.
Механизм сброса и фиксации дужки включает типичную для современных катушек пружину сжатия (19), толкатель (20) из стальной проволоки и подпружиненный металлический фиксатор (21).
Все это хозяйство, по симановской традиции, расположено с одной стороны ротора, но чтобы добраться до него, надо сначала снять пластмассовое кольцо (22) — своего рода юбку, завершающую нижнюю часть ротора, и только потом — крышку «рога» ротора. Не очень практично.
Разумеется, на ноль девятом PG стоит цельная «дужка SR», причем здесь она (23) в дорогом исполнении ( не то что на каком-нибудь «Саросе») и блестит, как у кота яйца.
Ролик (24) лесоукладывателя имеет канавку для лески, высокопрочное серебристое покрытие и вращается на двух шарикоподшипниках 4х7х2,5. В ноль втором PG ролик был крупнее и шарикоподшипники тоже.
Угол открытия дужки очень большой, намного больше, чем у среднестатистической обычной катушки. Ротор-то стелловский, как ни крути…
Шпуля
Шпуля (25) выполнена из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением с последующей механической обработкой в довольно большом объеме, имеет защитное оксидное покрытие. Масса шпули — 53 г, для 4000-го размера это немного (шпуля старой модели весила 71 г, правда была больше диаметром). Изнутри юбки произведена выборка лишнего металла (26). По низу юбки пущены в два ряда не круглые отверстия, а, по последней симановской моде, узкие прорези. Форма шпули соответствует «концепции AR-C», насадной конический передний бортик (27) имеет нитридное покрытие. Его диаметр — 49 мм, то есть рабочий диаметр шпули заметно меньше, чем у обычных современных четырехтысячников. Сбоку на юбке находится пластмассовый зажим для лески с пластмассовой же подкладкой; в то же время, в комплекте поставки находится и эластичное кольцо, закрывающее проем шпули («Line Belt»).
Внутри весь верх стакана юбки, включая механизм трещотки (28), закрыт пластмассовой крышкой.
Тормозные диски находятся в канавке вокруг полого цилиндрического выступа шпули (29), внутри которого находится шарикоподшипник 6х10х3 (30) — этот «шарик» уже садится на подшпульный узел штока. Сложное устройство шпули и подшпульного узла обеспечивает высокую стабильность работы тормоза и позволяет «Симано» с гордостью говорить о «Rigid Support Drag».
Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой (31). Рабочее тормозное усилие, согласно данным производителя, — 7 кг, максимальное — 11 кг.
Регулировочная гайка (32) с защитной манжетой довольно удобная, ухватистая.
Проем шпули — около 20 мм. Запасной шпули по японским традициям не полагается, ее придется приобретать отдельно. Кстати, сюда подходят шпули от ноль седьмой «Стеллы» 4000-го размера, в том числе тюнингованные шпули «Yumeya».
Ручка
Точеная алюминиевая ручка (33) мощная, складная, ее масса — 62 г, длина рабочего плеча — 60 мм. Ручка ввинчивается в вал колеса главной пары. Увеличение диаметра вала колеса позволило увеличить диаметр резьбы, повысив тем самым прочность соединения. По тем же соображениям конструкторы как в старом, так и в новом PG отказались от универсального винта с резьбой двух разных диаметров; чтобы переставить ручку с одной стороны катушки на другую, надо заменить винт.
Рукоятка (34) использована силовая, «морского» типа, как и на более крупных размерах серии. У старого четырехтысячника была менее внушительная рукоятка, да и вся ручка была послабее и полегче (35).
Вращается рукоятка на двух шарикоподшипниках — 4х9х4 (с внешней стороны) и 5х9х3 (с внутренней стороны). В рукоятке старой модели «шарики» были меньшего размера.
В коробке кроме катушки находится схема, инструкция, винт для перестановки ручки на другую сторону катушки, набор шайб в подшпульный узел для регулировки профиля намотки лески, эластичное кольцо на проем шпули, а также отличный полужесткий чехол (36), который можно использовать, даже когда катушка стоит на удилище.
Впечатления
Можно сказать, что новый четырехтысячный PG вышел в целом помощнее старого благодаря использованию другой передачи, более серьезной ручки, меньшего диаметра шпули. Установленная на нем дужка SR однозначно лучше дужки старого образца. В чем-то он даже стал проще, надежнее (исчез выключатель стопора обратного хода, например). Можно было бы сделать корпус полностью металлическим, можно было бы добавить еще пару-тройку «шариков» туда, куда они явно напрашиваются, но тогда это уже была бы «Стелла», а не «Твин». Не «Стелла SW», конечно, но все же «Стелла». А это уже никуда не годится — нельзя нарушать субординацию. И так ротор практически стелловский стоит…
Несмотря на более тяжелую и мощную ручку, новый PG весит на 15 граммов меньше старого (357 г вместо 372 г); для катушек такого калибра это не принципиально, но все равно приятно. Ход ровный, мягкий и легкий, намотка рекомендованной лески идеальная, тяга отличная. Все десять шарикоподшипников, как и у старого PG, расставлены по уму.
Собственно говоря, придраться особенно не к чему, новый четырехтысячник — отличная катушка для средне-тяжелого пресноводного спиннинга. Жалко, что в европейский ассортимент «Симано» серия «09 Twin Power SW» вошла как SW-A в кастрированном виде: в ней нет ни одного четырехтысячника (ни PG, ни HG) и вообще всего четыре катушки (а в американском ассортименте само понятие «твин», как известно, отсутствует). Слава Богу, что в русской рознице японский ассортимент был, есть и, хочется надеяться, будет… А то возня с зарубежными интернет-магазинами не всем по нутру.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Twin Power SW 4000PG»
Номинальная масса: 355 г
Фактическая масса: 357 г
Передаточное число: 4,57
Шарикоподшипники: 10
Диаметр переднего бортика шпули: 49 мм
Емкость шпули: 240 м плетеной лески №3
Масса шпули: 53 г
Длина плеча ручки: 60 мм
Страна производства: Япония
Ориентировочная цена: 20 000 руб.
Образец предоставлен: «Rwbolov», г.Москва
Наше мнение: отличная силовая катушка.