Специальные снасти для ловли головоногих («ика», «аори») «Симано» выпускает под особой маркой «Sephia» (по-гречески sepia — каракатица). Удилища и катушки «Sephia» выдержаны в черном (или черно-синем) и красном цветах и, честно говоря, здорово смотрятся. Но кроме внешнего вида многие из них привлекают и другим — тем, что отлично подходят для некоторых видов нашего пресноводного спиннинга.
Первая катушка «Sephia» появилась в 2006 году. Это модель «Sephia 2500S» и ее вариант с двойной ручкой — «Sephia 2500SDH». Фактически, речь идет о модификации магниевого «Твина» — «06 Twin Power 2500S». С появлением в 2009 году нового TP-Mg обновилась и «Sephia» (теперь это «С3000S» и С3000SDH), но по симановской традиции старые модели исчезают не сразу, так что катушки 2006 и 2009 года пока продаются параллельно.
В новой, ноль девятой, «Сефии» воплощены последние разработки «Симано» вроде конического края бортика шпули (AR-C), ролика с покрытием из алмазоподобного углерода, мягкого кольца тормоза ротора… Тем не менее, модель 2006 года и сегодня не потеряла актуальности, тем более что она чуть легче новой и поизящнее ее. Многие спиннингисты не собираются пока переходить на ноль девятую, а некоторые даже торопятся купить ноль шестую, пока они не кончились.
От «настоящей Сефии» следует отличать более простые по конструкции и, соответственно, менее дорогие модели — «07 Sephia ВВ» и «08 Sephia CI4». Первая является производной от «07 Ultegra Advance», вторая — от «07 Nasci». Объединяет все три модели лишь принадлежность к «кальмаровой программе» — «Sephia» — и «эгинговая боевая раскраска».
Рассмотрим теперь устройство катушки «06 Sephia 2500S».
Корпус
Корпус (1) и крышка (2) выполнены из магниевого сплава и имеют прочное защитное антикоррозийное покрытие. От других катушек семейства ноль пятого японского «твина» магниевые модели (кроме 1000-го размера) отличаются несколько видоизмененным корпусом со специальным отсеком (3) для обгонной муфты, как у «стелл». Это дает хорошую защиту и одновременно указывает на более высокий статус катушки как некого «сверхтвина».
В крышке имеется отверстие для смазки механизма, закрытое винтовой пробкой (4) с уплотнителем.
Традиционная задняя крышечка из металлизированной пластмассы разделена надвое, а посередине находится выступающее за обводы корпуса ребро (5), выполненное из дюралюминия и имеющее жесткое покрытие. Это ребро имеется у всех родственных по конструкции катушек данного поколения и служит для защиты задней части корпуса от ударов и трения.
Колесо (6) главной пары выполнено из дюралюминия методом холодной обработки давлением, оно маленькое (внешний диаметр всего 26 мм), облегченное (ступенчатая выемка с наружной стороны), с мелкими зубьями в количестве 31 штуки. На колесе и валу имеется черное защитное покрытие. Внутри вала нарезана резьба под винт ручки. Слева на валу колеса стоит шарикоподшипник 7х13х4, справа — 7х11х3. Все шарикоподшипники в этой катушке — открытые A-RB.
Шестерня из желтого сплава (7) шестизаходная, спереди на валу стоит головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади — пластмассовая втулка в опоре.
Передаточное число — 31:6=5,16.
Маленькие размеры, дорогой материал и тщательно подобранная геометрия зубьев передачи обеспечивают катушке легкий, плавный ход. В то же время, хотя катушка ни в коей мере не может считаться силовой и подходит для легкого спиннинга, за счет высокого качества пары и остальных узлов она может в случае чего выдерживать приличные внеплановые нагрузки и при разумном с нею обращении весьма долговечна.
В «Сефии» используется система из нескольких паразиток (8), замедляющая движение штока («Slow Oscillation System»). Кулачковый вал («бесконечный винт») выполнен, как и шток, из алюминиевого сплава, имеет защитное оксидное покрытие (9). Такой выбор материала оправдан и соответствует общему замыслу легкой катушки, прочности других узлов.
Каретка (10) с бегунком ходит по двум металлическим направляющим в форме стержней (11).
Диаметр штока (12) — 4,5 мм. На штоке находится подшпульный узел (13) с шарикоподшипником 7х11х3, зубчатым колесиком (часть трещотки, работающей при вращении шпули) и шайбами, регулирующими профиль намотки лески. На верхнем конце штока нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба. Для облегчения хода катушки уменьшена поверхность соприкосновения штока с валом шестерни («Floating Shaft»).
Ход шпули составляет 14,5 мм. На практике механизм подачи шпули обеспечивает ровную укладку лески рекомендованного производителем диаметра.
Стопор обратного хода выполнен на основе симановской обгонной муфты (14) с короткими подпружиненными роликами, размещенной в специальном, хорошо защищенном отсеке.
Выключатель стопора (15) находится на корпусе снизу, возле ротора. Он маленький и не очень удобный, зато не мешает и ни за что не цепляется.
В механизме защиты от самосброса используется зубчатое кольцо из жесткой пластмассы (16), состоящее из двух частей и удерживаемое на месте металлической пружинкой. При открытии дужки конец толкателя попадает в промежуток между выступами и тянет кольцо за собой, когда ротор приходит в движение. Все работает отлично, пока под кольцо не попадет грязь, песок.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на пластмассовый клин (17), вставленный между корпусом и крышкой.
Ротор
Ротор (18) выполнен из пластмассы, хорошо известен по другим симановским моделям, в сборе весит 48 г, нетто — 24 г.
К валу шестерни он крепится облегченной гайкой на 10 с левой резьбой (тоже экономия веса — не нужен винтик, стопорящий гайку).
Механизм сброса дужки стандартный, с пружиной сжатия (19), толкателем из стальной проволоки (20) и подпружиненным пластмассовым фиксатором (21).
Дужка (22) выполнена в виде цельного стального элемента, имеет диаметр всего 1,5 мм, а к узлу ролика плавно утолщается. Это так называемая «дужка SR», одна из самых удачных технических находок «Симано» за последнее время. Специальный выступ (23) на рычаге («S-Arm Cam») препятствует провисанию лески под роликом. Сам ролик (24) лесоукладывателя имеет канавку для лески, нитридное покрытие и вращается на шарикоподшипнике 4х7х2,5.
Шпуля
Шпуля (25) выполнена из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением с последующей механической обработкой. Имеет насадной бортик с нитридным покрытием. Внешний диаметр бортика — 45 мм.
Внутри произведена значительная выборка металла (26), за счет этого шпуля вышла довольно легкой. Масса ее составляет 36 г.
Тормозной пакет состоит из одного металлического диска и одной мягкой прокладки с пропиткой (27).
Производитель говорит о «Rigid Support Drag»: тормозные диски не сидят непосредственно на штоке, а находятся в канавке (28) вокруг полого цилиндрического выступа (29) шпули, внутри которого установлен шарикоподшипник 6х10х3 (30); этот «шарик» садится на подшпульный узел, в который, в свою очередь, тоже встроен шарикоподшипник, входящий в гнездо под юбкой шпули. Таким образом, в рабочем положении шпуля вращается на двух «шариках», сидит на штоке очень плотно, а тормоз работает особенно плавно и стабильно.
Рабочее тормозное усилие составляет, согласно данным производителя, 2,5 кг, максимальное — 6 кг. Регулировочная гайка (31) удобная, ухватистая, пальцы с нее не соскальзывают.
Проем шпули составляет около 16 мм при ходе шпули 14,5 мм. Леска укладывается на шпулю ровно, без провалов. Катушка рассчитана исключительно на тонкую плетеную леску. Номинальная лесоемкость — 150 м плетеной лески №0,8.
Запасной шпули к «Сефии», как и к абсолютному большинству катушек японского рынка, не полагается. Однако производитель предлагает широкий выбор шпуль, которые можно приобрести дополнительно. Прежде всего, это «официальная» мелкая шпуля 2500SS, которая присутствует даже на схеме катушки. Далее, существуют тюнинговые шпули «Yumeya» типа S-5: F6 и F8 старого типа, а также «0815» и «1215» с бортиком AR-C. Первые две номинально предназначены для ноль пятого «Твина», вторые — специально для ноль шестой «Сефии».
Кроме того, к «Сефии» подходят штатные шпули от ноль пятого «Твин Пауэра» (размеры от «2000» до «С3000» включительно) и ноль шестого магниевого «Твин Пауэра» (от «2500S» до «С3000» включительно).
Ручка
Ручка (32) точеная, из алюминиевого сплава, полая внутри, весит 28 г, ввинчивается в вал колеса главной пары. У модели SDH двойная ручка выполнена из магниевого сплава. Рабочее плечо одинарной ручки — 50 мм.
Чтобы переставить ручку с одной стороны катушки на другую, надо заменить винт. Сменный винт входит в комплект поставки катушки.
Фишка (33) — специальная «кальмаровая», из этиленвинилацетата, довольно удобная, теплая. Вращается на двух шарикоподшипниках, один из которых несъемный и считается одной деталью с ручкой.
Дополнительно можно приобрести упор, ввинчивающийся в свободное гнездо ручки, с противоположной от ручки стороны.
В коробке кроме катушки находится практичный полужесткий чехол, инструкция, схема, сменный винт ручки, набор шайб в подшпульный узел для регулировки профиля намотки лески, комбинированный инструмент.
Впечатления
«Сефия» зарекомендовала себя как отличная катушка для легкого спиннинга, в том числе легкого джига, с плетеными лесками от №0,6 до №1.
Несмотря на некоторую деликатность конструкции, присущую облегченным катушкам, «Сефия» (как и ее ближайший родственник «06 Twin Power Mg», от которого она мало чем отличается), если не подвергать ее перегрузкам, имеет завидный рабочий ресурс и очень приличную тягу, как при проводке, так и при вываживании. Наша «Сефия» без проблем справлялась с порядочными щуками, крупным жерехом. Использовались джиги и колеблющиеся блесны до 20 г, некрупные воблеры.
Катушка отлично укладывает тонкие плетеные лески, «пучки» если и возникают, то крайне редко, и то по вине рыболова. Тем не менее, стоит приобрести специально выпущенную для этой модели шпулю A-RC с коническим краем бортика.
Не очень приятным моментом является цена катушки, особенно после прошлогоднего тотального взлета цен, разом сделавшего многие модели «слишком дорогими» для среднего рыболова. Но надо иметь в виду, что «настоящая Сефия» и «магниевый Твин» — это своего рода «сверхтвины», стоящие на иерархической лестнице между обычным японского рынка «Твином» и «Стеллой».
Кстати, «Сефия» отлично сочетается с одноименными спиннинговыми удилищами, что, конечно, неудивительно.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «06 Sephia 2500S»
Номинальная масса: 210 г
Фактическая масса: 205 г
Передаточное число: 5,16
Шарикоподшипники: 8, открытые A-RB
Диаметр переднего бортика шпули: 45 мм
Емкость шпули: 150 м плетеной лески № 0,8
Масса шпули: 36 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Япония
Ориентировочная цена: 20 000 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва
ул. Кастанаевская 63 корп. 2 тел. (499) 144-07-13
Наше мнение: отличная катушка для легкого спиннинга.