Представив к сезону 2005 года новое семейство безынерционных катушек P3 («Power.Precision.Performance») для «экономных» рыболовов, «Симано» сделала огромный шаг вперед — такой огромный, что он позволил компании пять лет почивать на лаврах, свысока поглядывая на конкурентов. На смену дубоватым, неуклюжим «утюгам» дешевых катушечных серий тогда пришли очень удачные модели с компактным корпусом и легким, отлично сбалансированным ротором, практически не отличающимся от роторов дорогих моделей. Особой «фишкой» P3 стали так называемые «кривые шестерни»: за счет «квадратной» паразитки достигается такой цикл возвратно-поступательного движения штока, что леска укладывается на шпулю равномерно, без горбов и провалов. Надо думать, что той же цели можно достичь и с круглой паразиткой, но это уже другой вопрос…
На сегодняшний день семейство P3 состоит, строго говоря, только из двух катушек, одной с передним, а другой с задним тормозом, которые выпускаются разных размеров и модификаций под дюжиной названий: шесть названий используется для европейского рынка («Hyperloop», «Alivio», «Catana», «Nexave», «Exage», «Seido»), три для японского («Alivio», «Aernos», «Aernos XT») и восемь для американского («FX», «AX», «Syncopate», «Sienna», «Solstace», «Sonora», «Sedona», «Spirex»; во всех случаях иерархия дана по восходящей).
В России из Р3 в основном представлен европейский ассортимент, иногда проскакивают японские «Aernos», но многие рыболовы все равно путаются и в таком, ограниченном варианте изобилия. А выбирать, на самом деле, очень просто. Определившись с тормозом (передний или задний) и размером катушки, мы смотрим, что хотим получить. Если нам нужна катушка для нечастых выездов на рыбалку и обгонная муфта не обязательна, то берем самую дешевую — «Hyperloop». Если обгонка все-таки нужна, то берем «Alivio», которая значительно тяжелее, в основном за счет металлической, а не пластмассовой, шпули. И там, и тут — один «шарик», главная пара из недорогого серого сплава. Если хотим главную пару получше, с желтой шестерней, то смотрим «Катану». Здесь уже появляется второй «шарик» (слева на колесе), запасная шпуля из пластмассы. Не нравится, что справа на колесе нет «шарика» — тогда «Nexave». У нее три «шарика», две металлические шпули. Это, можно сказать, «золотое сечение» P3. Ступенькой выше, у «Exage», есть «шарик» в ролике лесоукладывателя, а у «Seido» — еще и точеная ручка с фишкой на «шарике» и конический элемент на дужке перед роликом. Но цена-то тем временем приближается к цене куда более интересных катушек (например, «Elf» или «Saros»).
У «Nexave» первое поколение P3 имело индекс FА/RA; катушки предыдущей эпохи назывались просто F или R, в зависимости от расположения тормоза. Смена поколений с «A» на «B» произошла к сезону 2008 года. Цвет с солидного серо-голубого поменялся на несерьезный синий, катушки стали чуть тяжелее, незначительно изменился дизайн.
На сегодняшний день серия «Nexave FB» состоит из шести катушек, относящихся к четырем «настоящим» размерам:
1) «1000»;
2) «2500»; «3000S» (у S больше диаметр шпули, сама шпуля мельче);
3) «4000»;
4) «6000»; «10000» (с глубокой шпулей).
Давайте заглянем внутрь катушки «Nexave FB» самого популярного размера — 2500 — и посмотрим, что там есть и чего нет.
Корпус
Корпус (1) и крышка с лапкой (2) отлиты из пластмассы, задняя часть прикрыта декоративными металлизированными пластмассовыми крышечками серебристого цвета. Лапка эргономичная, ее удобно держать между пальцев.
Надо отметить, что корпус сконструирован по принципу разумной достаточности: он имеет ровно такой размер, который позволяет разместить механизм и обеспечить жесткость конструкции, ненужных пустот мы здесь не найдем. В принципе, то же самое можно сказать и о всей катушке P3: она гениально проста, с минимумом деталей (51 позиция по схеме, включая винты и шайбы).
Колесо (3) главной передачи выполнено из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением (cold forging), имеет внешний диаметр 27,6 мм, 31 зуб и маркировку 5N2. На валу колеса с обеих сторон стоят закрытые шарикоподшипники 7х13х4 (5).
Шестерня (4) нарезная, из желтого сплава, шестизаходная, с наружным диамтером 9 мм. Спереди ее вал опирается на закрытый шарикоподшипник 7х14х5 (6), сзади — на опору, образованную выступом корпуса; втулки там не предусмотрено. Передаточное число — 31:6=5,16.
Именно эта пара, с колесом 5N2, стоит во всех «европейских» катушках P3 данного размера (2 в маркировке как раз означает размер для катушки «2500» или «3000»; у тысячника, например, будет стоять колесо 5N1), от «Катаны» до «Сейдо». У других размеров ситуация аналогичная. Об этом стоит помнить при выборе катушки. Все шесть «европейских» моделей семейства P3 — это одна и та же катушка, вернее — две: одна с передним, другая с задним тормозом. И пары у всех одинаковые, за исключением:
1) «Хайперлупа» и «Аливио», где использованы литые колеса и шестерни из дешевого серого алюминиевого сплава (колесо там маркируется — А, например: 5A2);
2) скоростного матчевого варианта «Exage MHS», где применена передача с большим передаточным числом, 6,2 (маркировка колеса 6S2), позаимствованная из американского ассортимента «Симано» (американцы любят быстрые катушки…).
В последнее время в информационных материалах производителя пошла также речь о колесах, выполненных из цинко-алюминиевого сплава методом литья под давлением.
Конструкция механизма подачи шпули стандартна для семейства P3 и называется у производителя «Varispeed». На валу колеса находится маленькая овальная шестерня (7), приводящая в движение «квадратную» паразитку (8). Смысл придания этим шестерням некруглой формы заключается в том, чтобы не давать штоку подолгу «задумываться» в верхней и нижней мертвых точках. Таким образом, вместе с S-образным пазом (9) каретки «кривые» шестерни обеспечивают равномерную, без провалов и горбов, укладку лески на шпулю.
Недостаток данного решения заключается в том, что такая геометрия шестерен делает ход катушки чуть менее легким. Кроме того, при сборке надо правильно совместить шестерни, руководствуясь стрелочками на колесе главной пары и на паразитке. Не туда попал — катушка будет туго крутиться или не будет крутиться вообще. Надо сказать, что и с завода P3 иногда поступают некрутящимися — что-то не так срабатывает на сборочной линии.
Каретка с обеих сторон опирается на направляющие (10), образованные выступами корпуса и крышки. Шток (11) имеет диаметр 4 мм, длину 94 мм. На конце его нарезана типичная для «Симано» мелкомодульная резьба, установлена звездочка трещотки и регулировочные шайбы. Для снижения потерь на трение уменьшена площадь соприкосновения штока с внутренней поверхностью вала малой шестерни главной пары (система «Floating Shaft»).
Ход шпули составляет 14,5 мм.
Стопор обратного хода выполнен на основе симановской обгонной муфты (12), в дискообразном корпусе, с короткими подпружиненными роликами.
Выключатель (13) стопора находится снизу на корпусе, возле ротора, он большой и удобный. Тормоз ротора для защиты от самосброса дужки лесоукладывателя не предусмотрен. Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на клинообразный выступ корпуса (14).
Ротор
Ротор (15) выполнен из пластмассы, это компактная, отлично продуманная и отбалансированная конструкция, общая для всех моделей P3, за исключением американских катушек с рычагом открытия дужки и моделей без обгонной муфты, где она немного модифицирована и (у моделей начального уровня) упрощена. Более того, практически такой же ротор долгое время применялся и до сих пор применяется в симановских катушках среднего класса.
Многие справедливо считают его лучшим симановским ротором, если не считать роторы «стелл» и магниевых «твин пауэров». То, что фирма не побоялась использовать это отличное решение даже в самых дешевых моделях, говорит в ее пользу.
В данном случае мы имеем дело с ротором для катушки 2500-го размера, который весит нетто всего 24 г, а в сборе, со стандартной дужкой, 44 г. Малая масса ротора важна для легкого разгона и быстрой остановки катушки, которые позволяют выполнять сложную проводку приманки; многие рыболовы не понимают этого и радуются, когда катушка «крутится сама — не остановить» под действием инерции огромного тяжеленного ротора и здоровенной ручки.
Механизм сброса дужки, как почти у всех современных симановских катушек, односторонний, смонтирован в одном «роге» ротора, со стороны ролика лесоукладывателя. Он выполнен по стандартной симановской схеме с пружиной сжатия (16) и проволочным толкателем (17). Система простая, надежная и долговечная. Применение пластмассового стержня (18), ограничивает взаимозаменяемость рычагов дужки и дужек в сборе (у моделей с «бесконечным винтом» стержень этот обычно металлический и более тонкий, соответственно меньше и диаметр отверстия под него в рычаге). Фиксатор дужки отсутствует, хотя место под него предусмотрено (19).
Дужка (20) лесоукладывателя — стандартная симановская: легкая, компактная, диаметр стальной проволоки всего 1,5 мм. Особый выступ (21) на рычаге дужки («S-Arm Cam») предотвращает провисание лески под роликом и образование петель на шпуле. Ролик (22) лесоукладывателя («Power Roller») имеет сложный профиль, покрытие из твердого хрома. Нитридное покрытие и шарикоподшипник в ролике появляются лишь в более дорогих моделях P3.
Шпуля
Шпуля (23) — слабое место этой катушки. Она выполнена из дешевого, тяжелого серого алюминиевого сплава и весит аж 53 г. Запасная шпуля точно такая же. Пластмассовая запасная шпуля «Катаны» или шпуля «Хайперлупа», весящая 34 г, облегчила бы катушку почти на 20 г (!), не уменьшив при этом ее функциональности. Беда вся в том, что «народ» из-за недостатка просвещения предпочитает металлические шпули, ошибочно полагая, что они всегда лучше и больше подходят для плетеной лески. На самом деле, высококачественная пластмассовая шпуля с аккуратно отполированным бортиком с практической точки зрения лучше металлической из дешевого сплава, быстро покрывающейся царапинами и вмятинами. По идее, сговорчивый продавец в магазине может — даже с большой охотой — заменить вам металлические шпули пластмассовыми, от более дешевых моделей…
Следов механической обработки на этой шпуле мы не видим. О выборке металла внутри юбки нет и речи. Сбоку на юбке имеется пластмассовый зажим для лески.
Диаметр переднего бортика составляет 45 мм, ширина проема — около 16,5 мм. Чем хорош 2500-й размер шпуль у «Симано», так это тем, что на такую шпулю аккурат входит вся стандартная 135-метровая размотка плетеной лески «Power Pro 0,15 мм». И подмотки не надо, и лишнего не остается. Теперь, когда «Симано» прибрала «Power Pro» к рукам, это выглядит особенно гармонично…
Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок (24) с пропиткой.
Регулировочная гайка (25) выполнена, как и у других моделей P3, по упрощенной схеме, без защитной манжеты. Она довольно удобна, но выступ посередине под шток все же немного мешает пальцам.
Ручка
Ручка (26) литая, довольно тяжелая, весит 37 г. (Точеная ручка у «Сейдо» весит, например, 30 г). Рабочее плечо — 50 см. Рукоятка, или фишка (27), — твердая пластмассовая, удобная.
Производитель говорит применительно к катушкам P3 о рукоятке «Biogrip». Любят фирмачи всякие громкие названия…
***
В коробке кроме катушки и запасной шпули нет ничего, даже схема напечатана на самой коробке. Это вполне оправданная экономия для катушек такой ценовой категории. Лучше вложить лишнюю копейку в саму катушку, чем тратить ее на печатание бумажек и вкладывание их в коробки.
Впечатления
Как и почти все модели семейства P3, катушка производит приятное, гармоничное впечатление. Компактная конструкция, ничего лишнего, все лаконично и рационально. Цвет вот только несерьезный.
«Nexave FB» — полноценная катушка, пригодная для серьезной рыбалки, но, конечно, не в профессиональном или «маньяческом» режиме, а с умеренно интенсивной эксплуатацией снастей. Обычно в качестве недорогой фирменной катушки в магазине рекомендуют «Катану», но там нет шарикоподшипника справа на валу колеса. Если не лень поискать недорогой «шарик» и поставить его туда, то лучше брать, конечно, «Катану» с ее легкой, углепластиковой запасной шпулей, меньшей ценой и более серьезным цветом лакового покрытия. Но мало кто из типичных покупателей таких катушек будет связываться с поиском и установкой «шарика».
За счет малой инерционности ротора и ручки ход катушки может ошибочно восприниматься как не очень легкий. Об этом уже говорилось выше. Кроме того, система подачи шпули создает некоторый шум. На все это обращаешь внимание разве что в магазине, но не на рыбалке. «Nexave 1000FB» вполне пригодна для сверхлегкого спиннинга и легчайшей поплавочной удочки, «2500FB» — для легкого спиннинга и легкой поплавочной удочки, а четырехтысячной уже можно бросать 20-граммовые джиги или фидерные кормушки. При аккуратном обращении и отсутствии перегрузок механизм этих катушек весьма живуч.
Брать вместо «Nexave 2500FB» следующую по рангу модель, «Exage FB», имеет смысл разве что из-за шарикоподшипника в ролике, но там все дело портит тяжеленная двойная ручка. У «Exage FA» ее не было, там стояла аккуратная точеная ручка, но зато не было и «шарика» в ролике.
Для катушек P3, и для «Nexave» в частности, характерна безупречная укладка лески рекомендованной производителем толщины. Среди недорогих катушек такое встречается не так часто, а потому — особенно приятно.
Факты
Фирма: «Shimano» (Япония)
Модель: «Nexave 2500FB»
Номинальная масса: 260 г
Фактическая масса: 257 г
Передаточное число: 5,16
Шарикоподшипники: 3 (закрытые)
Диаметр переднего бортика шпули: 45 мм
Емкость шпули: 160 м 0,25 мм
Масса шпули: 53 г
Длина плеча ручки: 50 мм
Страна производства: Малайзия
Ориентировочная цена: 1800 руб.
Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва
ул. Кастанаевская 63 корп. 2 тел. (499) 144-07-13
Наше мнение: «золотое сечение» семейства P3.
05.02.2010